• Алексей Стрепетов: Стадион на Крестовском острове заполнят болельщики со всего мира

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    13.12.16 00:04

    Алексей Стрепетов: Стадион на Крестовском острове заполнят болельщики со всего мира - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Предстоящие Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу мы обсудили с человеком, который видел один из этих турниров собственными глазами, — бывшим игроком и тренером «Зенита» Алексеем Стрепетовым.

    Не всем выпадает такое счастье

    — Можно сравнить чемпионат мира с каким-то футбольным событием, проводившимся в Петербурге?
    — Если только с матчами Кубка УЕФА, Лиги чемпионов. Когда в клубном гимне появились строчки о том, что «Зенит» возьмет Кубок УЕФА, многие болельщики смеялись. Но команда пришла к этому. С тех пор ждем от нее яркого выступления в Европе. И все-таки с чемпионатом мира не сравнится ничто. Такой турнир — предел мечтаний для болельщиков, а для организаторов — большая ответственность.

    — Фраза, что чемпионаты мира дают стимул развитию футбола в стране, — не просто штамп?
    — Конечно. Дети, футболисты, специалисты, все, кто любит футбол, увидят матчи лучших команд воочию. Почувствуют атмосферу турнира. Не всем выпало такое счастье. Любая команда, которая приедет в Россию, — звездная. Потому что участие в чемпионате мира нужно заслужить игрой, бойцовскими качествами, волей к победе. В Мариинском театре мы видим выступление звезд искусства. Чемпионат мира — мировой театр футбола, причем с непредсказуемой интригой.

    — У вас была мечта сыграть на чемпионате мира?
    — Больше мечтал что-то выиграть с «Зенитом», за который выступал. Очень любил свой город. Были шансы завоевать медали в 1974 и 1976 годах, состав был отличный. Но неудачно провели концовки чемпионата СССР. Зато «взял реванш» как телекомментатор. Мы с Кириллом Набутовым комментировали много матчей нашей команды, в том числе те, в которых она выигрывала трофеи. За сборную, конечно, мечтал играть, когда был мальчишкой.

    — Сложно было тогда пробиться в национальную команду?
    — Я попал в молодежную, когда ею руководил Гавриил Дмитриевич Качалин. Провел с ней сборы, играл в контрольных матчах, тренер остался доволен. Но не закрепился по ряду причин. В семидесятые попасть в сборную было очень непросто. Причем не только в первую. Это же Советский Союз. Великолепные футболисты в Тбилиси, в Киеве, в Ереване. Конкуренция — огромная, выбор у тренера — широкий. Чуть раньше за команду играли такие «глыбы», как Валентин Иванов, Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, Слава Метревели. Я на них рос. Этими футболистами любовалась Европа.

     

    В Италии познакомился с английскими фанатами

    — Какие чемпионаты мира из тех, которые вы смотрели, произвели грандиозное впечатление?
    — Мальчишкой смотрел, не отрываясь, чемпионат мира 1966 года в Англии. До этого наблюдал своими глазами тренировки нашей сборной, которые она проводила в Москве. Мы там были на сборах со сборной Ленинграда. Когда видишь, как тренировочная работа переносится на поле, да еще на таком турнире, как чемпионат мира, это производит впечатление. Врезался в память чемпионат мира 1970 года, когда в Мексику приехала фантастическая сборная Бразилии. Боги! На Кубок мира в Италию в 1990 году поехал с группой специалистов, видел все своими глазами. Атмосфера, болельщики, матчи — все произвело впечатление. Особенно игра ФРГ - Голландия на «Сан-Сиро» в плей-офф.

    Там же, в Италии, впервые столкнулся с английскими болельщиками. Гуляем по улице, смотрим — толпа несется. Все сметают на своем пути! Итальянцы в панике закрывают кафе, лавки. Полиция, кстати, оказалась готова. На утро дебоширы мирно спали в загонах. А в Сан-Марино мой товарищ остался без фотоаппарата. Сидели в кафе, отвернулись — нет. Жалко было снимков, такую красоту фотографировали!

    — Раньше Кубки мира были особым явлением, потому что по телевизору нам показывали только чемпионат СССР.
    — Когда был мальчишкой, слушал репортажи по радио. На стене коммунальной квартиры висел круглый репродуктор. Помню, прыгал от радости, когда наши забивали гол. По телевизору футбол не всегда можно было посмотреть. Матчи хоккейной сборной СССР смотрел у соседки, когда все спали. Потом чемпионаты мира по футболу начали показывать. Это была огромная школа, пища для размышлений.

    — На Кубке мира 1978 года, который проводился в Аргентине, поля были засыпаны белой бумагой. А у футболистов были длинные волосы, налезавшие на глаза.
    — Конечно, помню Марио Кемпеса, «вожака» Аргентины. Мы тоже были лохматые. Тогда «Битлз» гремел на весь мир. Если бы вы видели мою фотографию тех времен, с ума сошли бы. Чемпионаты мира влияли не только на тактику игры, но и на моду, житейские вещи. Появлялись новые мячи, новая форма, новые бутсы. Помню, когда нам подарили бутсы из кожи кенгуру, играл в них три сезона, чтобы дольше сохранить. Когда-то футболисты играли в кедах, потом появились кроссовки, тренировочные костюмы. Любой чемпионат мира — обмен опытом, прогресс, шаг вперед.

    — Мальчишки, игравшие в футбол, старались повторять тех, кого видели по телевизору.
    — Правильно. Можно долго ребенку объяснять, что и как делать на поле. Увидеть своими глазами — другое дело. Великолепным дриблингом обладал Слава Метревели. А финты Михаила Месхи разбирали в спортивном журнале. Наблюдая за матчами чемпионата мира, замечали в исполнении его участников новые элементы — жонглирование, удар из-под ноги, «черпачок». Те же удары со штрафных через «стенку».

    — У нас они не практиковались?
    — Нет! Первым стал исполнять такой удар в начале семидесятых Виктор Серебряников из киевского «Динамо». Он как раз играл за сборную на чемпионатах мира 1966 и 1970 годов. На футболиста смотрели, открыв рот. Как это так — мяч взлетает и падает! Удар называли «сухой лист». Потом начали умело использовать «стандарты». Валерий Лобановский подавал от углового флажка, Олег Базилевич бежал в точку, куда падал мяч, и первым ударом отправлял его в ворота. Константин Иванович Бесков много внимания уделял стандартным положениям. Как-то московское «Динамо» забило «Зениту» три гола после розыгрыша угловых, мы к этому не были готовы.

    — Анатолий Бышовец, тренировавший «Зенит», выглядел на уровне мировых мастеров?
    — Он обладал такой техникой, такой координацией движений, таким чувством мяча, что его смело можно было ставить в один ряд с ведущими игроками мирового футбола. Сколько голов забил в акробатическом стиле! Бышовец — футболист экстра-класса.

    От Данилова до Кержакова

    — Какие петербургские футболисты ярко проявили себя на чемпионатах мира?
    — Василий Данилов. Мощно сыграл за сборную на чемпионате мира 1966 года в Англии. Оборона у нас тогда была крепкая, атаки не хватило. Данилов был одним из лучших защитников турнира.

    За сборную СССР, которую возглавлял Лобановский, выступал Николай Ларионов. Быстрый, маневренный, самоотверженный защитник. На чемпионате мира 1986 года он играл в «футбол ХХI века», потому что вся наша сборная играла в такой футбол.

    Олег Саленко забил пять мячей в ворота Камеруна в матче Кубка мира 1994 года. К сожалению, перед тем турниром в сборной, которую тренировал Павел Садырин, произошел конфликт, она не смогла выступить в США оптимальным составом.

    Приятно вспомнить гол Александра Кержакова в ворота Кореи на последнем чемпионате мира. Но достижения современных футболистов, конечно, меркнут на фоне предшественников.

    — Из тех, кого вы тренировали, кто подавал большие надежды?
    — Все верили в Андрея Аршавина — он оправдал надежды. Хотя заранее нельзя сказать, что получится из того или иного игрока. Важно, в чьи руки попадет футболист в команде мастеров. Аршавин, Кержаков попали к Юрию Морозову, тот делал из полена Буратино. Получилось раскрыться у Владимира Быстрова, Игоря Денисова. Счастлив, что с ними работал. Слава Малафеев, считаю, превзошел ожидания. Не обладал феноменальными данными, у него были сильные конкуренты, но достиг вершин за счет трудолюбия.

    — К Кубку конфедераций и чемпионату мира город готовится в режиме аврала. В итоге все успеют?
    — У нас обычно все плохо, плохо, но в последний момент все доделывают, а потом проводят так, что все говорят: грандиозно! Проблем много, сроки поджимают, однако я верю: все успеют. Стадион, который строится, будет забит болельщиками не только из Петербурга и России — со всего мира. Гостиницы, музеи, театры, парки и сады тоже должны быть готовы к наплыву туристов.

    — Что можно сказать о перспективах сборной России?
    — Тренер Станислав Черчесов — в сложной ситуации. Он просматривает всех кандидатов. Но мы уже должны видеть команду, которая будет защищать честь страны на домашнем чемпионате мира. Пока непонятно даже, кто за нее будет играть.

    Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»