• 61 год назад Восток и Запад объединились на Олимпийских играх. Как это было в Скво-Вэлли

    Скандал с исполнением гимна, претензии через границу, сердитый канцлер – как ГДР и ФРГ стали на время одной командой
    61 год назад Восток и Запад объединились на Олимпийских играх. Как это было в Скво-Вэлли - фото

    Фото: Olympics.org

    Восток и Запад уже ссорились 61 год назад. 18 февраля – повод вспомнить эту историю, произошедшую в разгар холодной войны. Перед нами пример того, как спорт связан с политикой. И как, несмотря на это, можно отыскать компромисс.

    На лыжных полетах в ФРГ не сыграли гимн ГДР, победитель ушел прямо с церемонии награждения

    Ровно 61 год назад в Скво-Вэлли, штат Калифорния, открылись зимние Олимпийские игры. Особенно удачными они стали для немцев, которые взяли второе место в общем зачете. При этом ГДР и ФРГ выступали одной командой, хотя были на тот момент не просто двумя отдельными государствами, но и политическими соперниками.

    Более того, Олимпиаде предшествовал скандал, разгоревшийся между немецким Западом и Востоком именно на стыке спорта с политикой.

    В марте 1958 года в баварском Оберстдорфе проходила Международная неделя лыжных полетов. Победителем оказался Хельмут Рекнагель из ГДР, прыгнувший с трамплина на 135 метров. Организаторы турнира такого не ожидали. У оркестра даже не было нот, чтобы исполнить восточногерманский гимн. Поэтому сыграли «Песнь немцев», которая была гимном Германии до войны, а потом стала символом ФРГ.

    Хельмут Рекнагель

    – Я от волнения не обратил на это внимания, стоя на подиуме (…) И тут руководство нашей команды подало мне сигнал – слезай, это провокация, мы ведь из ГДР, хоть и тоже немцы, и мы хотим наш гэдээровский гимн, – рассказал Рекнагель несколько десятилетий спустя в интервью радиостанции DLF Kultur.

    Рекнагель в Оберстдорфе отказался от кубка. Но то был только пролог. Спор по поводу государственных символов по-настоящему обострился осенью 1959 года, когда парламент ГДР одобрил закон об изменении национального флага.

    «Дорисуем на флаге олимпийские кольца, а потом кто-то захочет изобразить свинью»

    Раньше флаг был такой же, как и у западных немцев. Он состоял из трех горизонтальных полос – черной, красной и желтой – без каких-либо дополнений. Теперь же на нем появился герб – молот с циркулем и колосьями. И этот новый восточногерманский флаг вызвал резкую критику в ФРГ, где его сочли символом усугубившегося раскола.

    Олимпиада между тем приближалась. Международный олимпийский комитет, однако, все еще не признал за ГДР право выставить на Игры отдельную, самостоятельную команду. Он недвусмысленно подчеркнул, что ждет на зимних Играх в Скво-Вэлли объединенную сборную двух Германий. С нейтральным гимном и общим флагом.

     

    Но каким должен быть этот общий флаг? В ноябре 1959 года пришла уточняющая телеграмма из МОК. Журнал Der Spiegel цитировал ее по горячим следам: «Президент МОК Брендедж принял решение, согласно которому объединенная немецкая команда использует пять колец в красной части германского флага».

    Такой компромисс должен был устроить обе Германии. Но канцлер ФРГ Конрад Аденауэр поначалу его отверг. Летающий лыжник Рекнагель позже прокомментирует это не без иронии: «Аденауэр был очень недоволен. Сказал – ага, вот дорисуем на флаге олимпийские кольца, а потом придет кто-нибудь из мясницкого цеха и захочет, чтобы на флаге изобразили свиную голову. А циркачи, может, вообще попросят нарисовать слона».

    Единую Германию опередил только СССР

    Но западногерманское спортивное руководство сумело все же убедить канцлера. На открытии Игр в Скво-Вэлли атлеты из ФРГ и ГДР шли одной командой. Знаменосцем стал тот самый Хельмут Рекнагель. Немцы в итоге взяли четыре золота и заняли в командном зачете вторую строчку, обогнав хозяев Олимпиады, американцев. Ну а первое место (семь золотых медалей) досталось гостям из СССР.

    Объединенная германская команда просуществовала до 1964 года. Потом олимпийцы из ФРГ и ГДР стали выступать по отдельности. Воссоединились они через четверть века, когда Берлинская стена рухнула, а две Германии вновь слились в одно государство.

    Наши другие вечные тексты

    «Ад не может быть столь плохим, как моя жизнь»: трагедия легендарного олимпийского чемпиона

    Лучшие футболисты мира играли в тюрьме Пабло Эскобара: «В случае отказа вас привезли бы туда в чемодане»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»