Чемпионы мира-1994 в парном катании, работающие в США тренерами Вадим Наумов и Евгения Шишкова рассказали «Большому спорту» о том, почему фигуристы постсоветского происхождения заполонили американскую сборную.
На чемпионате США-2020 в Гринсборо только в мужском разряде выступило три взрослых фигуриста с постсоветского пространства (Эндрю Торгашев, Алексей Красножон и Ярослав Паниот), а Максим Наумов сын четы Наумовых-Шишковых стал чемпионом страны среди юниоров.
После распада СССР по миру разъехались десятки видных советских тренеров. Особенно мощная экспансия произошла в фигурном катании и спортивной гимнастике, где в какие-то моменты все ведущие тренеры планеты были «бывшими советскими», но также огромное влияние отечественная эмигрантская школа оказала на такие виды спорта, как гандбол, волейбол, водное поло.
Доводилось слышать, что в американском фигурном катании существует «русская мафия»…
Шишкова: В США работают очень много тренеров, родным языком которых является русский. Мафии, к сожалению, не существует. Возможно, крестного отца не хватает. Очень важно, чтобы правильную технику ставили в раннем возрасте, до пяти лет. Причем не менее важными, чем лед, являются растяжка, хореография, ОФП. Американские родители, к сожалению, понимают это очень поздно. Поэтому в сборной США сейчас так много «русских» фигуристов.
Наумов: Иногда возникает ощущение, что Федерация фигурного катания США прислушивается к мнению российских специалистов. Но «мафия» – это шутка. Просто большой процент русских тренеров выводят спортсменов на соревнованиях. Иногда шесть американцев на разминке и шесть русских тренеров у бортика!
Когда Евгения Медведева перешла от Тутберидзе к Брайану Орсеру, то в первый сезон возникало ощущение: она не в своей тарелке…
Наумов: Просто Орсер решил попробовать поискать новый стиль для своей новой ученицы.
Шишкова: За время выступлений Медведевой у российских болельщиков сложилось некое ее восприятие. И у нее самой тоже сложился стиль, отойти от которого не так-то просто. Неслучайно очень интересная джазовая программа, поставленная Трейси Уилсон в прошлом сезоне, не прозвучала, и Евгения вынуждена была ее менять на «Тоску». Эксперимент не удался, но это не значит, что не нужно экспериментировать, цитирует фигуристов «Большой спорт».