• Все это рок-н-ролл!

    03.02.11 02:35

    Все это рок-н-ролл! - фото

    Фото: ХК СКА

    «Не везет мне в смерти, повезет в любви» — мелодия гудка в телефоне новичка команды СКА Даниила Маркова впечатляла. Спустя несколько секунд послышался немного усталый голос обладателя «трубы»: «Вы уже приехали?» — «Нет, сама к вам дошла, на лыжах»,  — попыталась пошутить я. Тем более что мне действительно пришлось скакать по сугробам среди узеньких улочек, ведущих к отелю Sokos, где «бросил чемоданы» защитник. «У вас хорошее чувство юмора. Сейчас спущусь», — сделал комплимент Даниил, и уже через несколько минут передо мной предстал высокий, брутальный мужчина приятной наружности. Мы расположились у белоснежного камина. Судя по поленнице дров, лежащих рядом, вечерами он согревал посетителей отеля. Даниил повернул голову, продемонстрировав мужественный профиль. Подумалось: «Кто же вы, мистер Марков? Дисциплини­рованный игрок, легендарная личность или хулиган, ведущий машину в нетрезвом виде (думаю, нашумевшую историю с лишением хоккеиста водительских прав повторять не стоит)? Впрочем, как известно, люди, имеющие мало недостатков, имеют мало достоинств. И мы разговорились. По-русски: сразу и по душам.

    Стрельба — средство от «депресняка»

    — С кем-то из ребят уже пообщались?
    — Пока только с Петей Чаянеком. Мы с ним в НХЛ друг против друга играли, а здесь, в России, вместе выступали за «Динамо». Вообще у меня много знакомых в СКА. Вот недавно общался по телефону с Максимом Сушинским. В первый день приезда Леха Семенов звонил.

    — Вы нередко говорили, что ненавидите казенные дома. И у вас даже пункт в контракте есть, согласно которому вас не имеют права закрыть на базе. Правда?
    — Такого пункта в моем кон­тракте нет, а вот базы действительно терпеть не могу. Считаю, лучше провести вечер в окружении семьи. От общения с детьми больше положительных эмоций получаешь. Хотя, когда играл за «Витязь», нам приходилось накануне матчей жить на базе. Но это были вынужденные меры, так как добираться после вечерней тренировки по пробкам в Москву нереально.

    — С боксером Поветкиным, который тренируется там же, в спорткомплексе, успели познакомиться?
    — Давно его знаю. Веселый, жизнерадостный человек: всегда с улыбкой.

    — Про боксеров столько анекдотов рассказывают из серии «Зачем мне голова? Я в нее ем»... Но с мифом о том, что спортсмены — недалекий народ, пора кончать. Тот же нападающий Алексей Яшин — известный театрал.…
    — Я тоже не так давно посещал театр. Когда играл с моим другом Житником в московском «Динамо», мы частенько выбирались на спектакли семьями. Конечно, не могу назвать себя человеком, который внимательно изучает театральный репертуар, но когда друзья зовут, с удовольствием посещаю храм искусств. Вообще спортсмены народ специфический, творческий. Им так же, как писателям или художникам, требуется вдохновение. Никакие они не запрограммированные роботы. Так же, как и у простых людей, у них бывают «депресняки» или голов­ные боли.

     

    — Как избавляетесь от плохого настроения?
    — Стараюсь сменить обстановку: иду с друзьями в баню или еду стрелять в тир.

    — По воротам вы отлично попадаете, а из ружья можете попасть белке в глаз?
    — Мне просто нравится оружие. У меня оно есть. Еще в Америке постоянно после матчей заезжал в тир. Стрельба — отличная эмоциональная разрядка. Доступный способ сбросить накопившейся за день негатив.

    Не дружу из выгоды

    — Петербург называют не только культурной столицей. Вспомните фильм по книге Андрея Константинова «Бандитский Петербург». Вы застали 1990-е, играли в России. Что тогда творилось в хоккее?
    — Всякое бывало. Мы ведь жили в той же стране, что и остальные граждане. Так что бурное время не обошло нас стороной. Но мне те времена вспоминаются просто как моя молодость. Проще все казалось, мы были легки на подъем. Мне было 16 лет, играл в команде мастеров. И драться приходилось, куда без этого. Но бандиты к спортсменам относились с уважением, зная, что те свой хлеб потом и кровью зарабатывали. Честно говоря, даже не слышал, чтобы на игроков «наезжали». Интересное время, ничего не скажешь, — казалось, Даниил ненадолго погрузился в воспоминания, но потом вновь заговорил. — Были времена, когда не платили зарплату, задерживали по пять месяцев.

    — В холодильнике мышка вешалась?
    (Улыбается.) Порой хотелось все бросить — «соскочить». Рад, что в итоге сделал правильный выбор. Что-то удержало меня в хоккее. Наверное, Боженька. В душе верил: игрой можно заработать.

    — Вы производите впечатление справедливого человека…
    — Во всяком случае, старюсь таким быть. Иногда мне это вредит. Правдорубов не любят. Но мне плевать, кто что думает. У меня на вещи своя точка зрения, подстраиваться не собираюсь.

    — Говорят, люди с годами не меняются. Согласны?
    — Они становятся мудрее. Раньше мог сказать в лоб, агрессивно, все что думаю. Сейчас не то что промолчу, скорее постараюсь больше никогда не пересекаться с неприятным человеком. Стараюсь не подводить себя к ситуации, когда все выскажу в лицо или дам в лоб. Никогда не буду общаться с человеком, какой бы ранг он ни занимал, если мужик живет по неприемлемым для меня принципам. Не дружу и не дружил с людьми из выгоды. Мне все равно, кто мой друг, — слесарь или олигарх.

    — Наверное, за годы стали неплохо разбираться в людях?
    — Порой достаточно одного взгляда, минутного общения, чтобы составить приблизительный портрет человека.

    Когда вижу наглеца, рука тянется к ножичку

    — Вы вспыльчивый?
    — Да.

    — Странно. Ледовые драки с вашим участием трудно припомнить…
    — Были некоторые потасовки, но для серьезных ледовых разборок в НХЛ существовали специально обученные люди. Я же на протяжении карьеры просто играл агрессивно и жестко. Вообще на льду легче себя сдерживать, чем в жизни. Если меня кто-то бьет исподтишка, во время матча стараюсь не отвечать. Не хочу подводить команду. Ведь поступок твоего обидчика судья не заметит, а тебя за ответные действия накажет. Лучше потом улучить момент и провести грамотный силовой прием. В жизни хамства и грязи встречается гораздо больше. Потому и сдерживаться непросто.

    — В своем интервью защитник СКА Сергей Зубов, большую часть карьеры отыгравший в НХЛ, признался, что в России люди бросают машину посреди дороги и бегут по своим делам, мешая проезду остальных машин…
    — Полностью с ним согласен. Когда вижу такого наглеца, рука тянется в карман за ножичком: хочется проколоть все четыре колеса. Такое поведение — полное неуважение к окружающим. Что касается изменений, которые произошли в России, то, когда только вернулся, был приятно удивлен. Появилось много красивых ресторанов, кафешек с доступными для простых людей ценами. На дорогах ездят иномарки. Не ржавые развалюхи с правым рулем и пятнадцатилетним пробегом, а нормальные «тачки».

    — «Волгу» теперь только в фантастических фильмах можно увидеть, летающую…
    — Вот именно. Бросилось в глаза и то, что люди стали ярче одеваться. Раньше все были серыми, в одинаковых китайских пуховиках. Впрочем, стал замечать перемены не сразу. Только когда вернулся играть в Россию. Потому что до этого, летом, приезжал в отпуск и тут же попадал на свою волну: друзья, родители, рестораны… В общем, «чих-пых», отпуск пролетел как один день.

    — Судя по «чих-пых», вы слушаете Шуру Каретного?
    — Еще в «Торонто» слушал. Нравились мне его блатные шуточки. Впрочем, давно это было.

    — Наверное, любите юмористиче­ские передачи?
    — КВН просто обожаю. Ходил на концерт моей любимой команды «Уральские пельмени». Получил массу удовольствия. Весь концерт за живот держался от смеха.

    Едва успел поздороваться, как крикнули: «Смотри, Элвис приехал»!

    — Кстати, о вашем первом клубе НХЛ. Правда, что в «Торонто» у вас было прозвище Элвис?
    — Еще в пионерском лагере выдавал такой «рок энд ролл»! Даже в прошлом году на вечеринке с «Динамо» под песню группы «Браво» «От Москвы до Ленинграда» плясал, что называется, по полной программе: с прыжками и тому подобным. А прозвище Элвис мне ветераны в «Торонто» дали. Помню, только приехал в тренинг-кемп, зашел в раздевалку в кожаном пиджаке с поднятым воротом и в черных очках. Не успел поздороваться, как крикнули: «Смотрите, Элвис приехал!» Так ко мне прозвище и приклеилось.

    — На рокки-вечеринке — чествовании новичков — вас не просили «сбацать» что-нибудь из творчества «великого»?
    — Элвиса точно не исполнял. Помню, гимн пел и русские анекдоты на английский переводил. Вообще у меня «прописка» два раза была: один раз в фарм-клубе, а другой — в «основе» «Торонто». Мне тогда за командный ужин пришлось отдать двухнедельную зарплату! Это сейчас счет на десять человек делят, а тогда проставлялись только я и Томаш Каберле. Команда собралась в самом дорогом ресторане Флориды — «Стейк-Хаусе». Игроки заказывали самое дорогое вино, коньяк «Людовик ХIII», лобстеров… Поскольку у меня был самый маленький контракт в лиге, после такой «прописки» мне реально было не на что кушать. Но ребята сказали: «Дэн, не переживай. Один раз заплатил, зато теперь ближайшие десять лет ты будешь точно так же отрываться за чужой счет».

    — Теперь вы достаточно состоятельный человек, а как распоряжались первыми заработанными долларами?
    — Когда только уехал в НХЛ, мне выплатили так называемый подписной бонус. Для меня это были огромные деньги. А что вы хотели от парня, который знал времена, когда на столе одно и то же: картошка, сало и квашеная капуста?

    — Судя по рекламе, Аршавину бабушка до сих пор теплую форму в Англию присылает…
    (Смеется.) В общем, приехал в Москву летом, мгновенно спустил все деньги: угощал друзей... После чего уже с пустыми карманами поехал обратно за океан — зарабатывать. Самую первую зарплату, полученную в «Спартаке», потратил на подарок родителям — купил япон­ский видеомагнитофон и телевизор.

    — Многие сразу покупают дорогие часы или машину…
    — Неправильно, когда человек отдает последнее на Rolex, а сам при этом спит на раскладушке в квартире тещи. Получается, без штанов, но в шляпе.

    Если бы понты светились, в Москве настали бы белые ночи

    — Сильно изменилось новое поколение игроков?
    — Очень. Вот недавно «Витязь» играл с ЦСКА. В ложе сидел Сергей Макаров. И хотя мы частенько пересекались на всевозможных турнирах, мне неудобно было просто так подойти к звезде такой величины и поздороваться! Сейчас молодежь другая, им не хватает уважения. Нас воспитывали иначе. Порой молодые игроки еще ничего не достигли, а скромность уже потеряли. Видел немало перспективных игроков, которым прочили большое будущее, но они ходили задрав нос. И в итоге все потеряли. Могли бы действительно добиться многого, да «звезда во лбу» помешала. Как говорят питерские про московских: если бы понты светились, в Москве настали бы белые ночи.

    — Вы играли в канадском клубе. Трудно было пробиваться? Игроки того же «Монреаля» частенько жалуются на то, что русских там особо не жалуют…
    — «Монреаль» действительно очень специфический клуб. Если ты не франкоканадец, то тебе по большому счету там делать нечего. Стоит чуть оступиться — готовься: пресса сожрет тебя с потрохами. Впрочем, меня в «Торонто» тоже хлебом-солью никто не встречал. Место под солнцем приходилось завоевывать в каждом матче. Только расслабишься — сошлют в фарм-клуб, а то и вовсе попросят из команды. Там, в НХЛ, с игроками долго не церемонятся.

    — А у вас когда-нибудь случались конфликты с энхаэловскими тренерами?
    — Да, например, в «Каролине». Тренера, к которому я пришел, — Пола Мориса, убрали. На его место поставили человека по фамилии Лавиолетт (в настоящее время Питер Лавиолетт возглавляет «Филадельфию». — «Спорт»). Конфликт у нас доходил едва не до драки. От потасовки удержали ветераны команды.

    — Чем он вам не понравился?
    — Не люблю, когда люди не находят смелости сказать в глаза человеку, что думают, и шепчутся за спиной.

    — О вашей карьере можно много рассказывать. Вы даже как-то сказали, что хотите написать книгу, но при этом утверждали, что читать ненавидите. Получается как в анекдоте: чукча не читатель, чукча — писатель?
    — Вы правы — ненавижу читать. Покупаю только журналы и спортивные газеты. Но даже их не прочитываю от корки до корки, а выискиваю интригующие заголовки. И только после этого прочитываю статью. Наверное, для чтения мне просто не хватает терпения.

    — Какой заголовок вас может заинтересовать?
    — Точно не «жареный». Меня может заинтересовать какая-нибудь техническая новинка или ружье, например. Копаться в грязном белье ненавижу. Мне совершенно все равно, кого с кем застукали.

    — Это потому, что вы многое в жизни видели, а простой человек никогда не встретит Бритни Спирс. Поэтому ему и очень интересно, почему она так поправилась. Согласны?
    — Может, мужу Бритни так больше нравится, вот она для него и постаралась — хорошо кушала (смеется).

    Не хочу копаться в грязном белье

    — Если напишете книгу, какая глава будет самой грустной, а какая — самой веселой?
    — Так сразу не расскажешь. Тут вдохновение требуется, атмосфера…

    — Так уж ничего и не припоминаете? Вот у меня недавно случай смешной был: пришла в редакцию в разных сапогах и еще удивлялась, почему в метро так смотрят на мои ноги!..
    (Улыбается.) Сразу вспомнилось, как Ельцин в шутку сказал Клинтону, мол, давай под столом ботинками поменяемся, никто и не заметит. Что касается моих историй, лучше промолчу. Иначе расскажу что-нибудь, а народ не поймет. Сейчас в Интернете море спортивных сайтов, газет. И под каждой статьей можно комментарии оставлять. Почитал как-то раз и понял: порой пишут люди совершенно посторонние хоккею. Иногда кажется, вообще не очень здоровые. Журналисты тоже разные бывают. Помню одного: полматча простоял в буфете. К третьему периоду, когда нос его основательно покраснел, он открыл ноутбук и за пару минут накропал отчет о матче — с онлайна. На следующий день смотришь — репортаж на страницу.

    — Ну, спортсменов тоже частенько ловят с красным носом: то скандал с якобы пьяными футболистами, то с хоккеистами на Олимпиаде. Да и вам не так давно досталось…
    — Тому человеку, который придумал мобильный телефон, сказал бы большое спасибо, а вот тому, кто придумал к нему камеру… Сейчас все подряд на мобильник снимают и в youtube выкладывают. Вторгаются в личную жизнь человека. Не понимаю, почему люди любят подглядывать? В жизни так много всего интересного для личностного роста... Зачем себя отуплять бесконечным сидением в Интернете, копанием в чужом белье?

    — У вас за плечами блестящая карьера. Где вы только не играли: «Торонто», «Финикс», «Каролина»… Теперь судьба забросила в Петербург. Что можете сказать о СКА?
    — У питерской команды огромный потенциал, который она, к сожалению, еще ни разу не использовала даже наполовину. С превеликим удовольствием побьюсь с армейцами за главный трофей — Кубок Гагарина. Тем более что плей-офф просто обожаю!

    — Что ж, выражаясь словами из песни петербуржца Виктора Цоя, желаем вам удачи в бою!
    — Спасибо!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»