• Вадим Гущин: Загитовой есть за что просить прощения

    Спортивный психолог – о жизненной истории олимпийской чемпионки Пхенчхана
    Вадим Гущин: Загитовой есть за что просить прощения - фото

    Фото: Официальный сайт Первого канала

    Вадим Гущин прав. История Алины Загитовой – это не совсем про спорт. Будь иначе, мы бы вряд ли так много обсуждали талантливую 17-летнюю девушку. Ее победа в Пхенчхане не отпускает до сих пор. Спустя 1,5 года Загитова объявила о приостановке карьеры.

    Прошла почти неделя после программы «Время», где она сделала сенсационное заявление. Интернет все еще бурлит. Куча уважаемых людей в российском фигурном катании переругалась. Почему решение Загитовой вызвало такую болезненную реакцию? Как остановить этот поток ненависти? Ответы корреспондент «Спорта День за Днем» искал вместе со спортивным психологом Вадимом Гущиным.

    – Фигурное катание по популярности постепенно обходит хоккей, – считает Вадим Гущин. – Все его смотрят. Красиво. Музыка. В России всплеск интереса к фигурному катанию.

    – Но согласитесь, что если бы, например, Елизавета Туктамышева объявила о завершении карьеры, то вряд ли бы это так обсуждали, как в случае с Загитовой.
    – Туктамышева не была участником никакой драмы, поэтому она для всех просто спортсменка. А ситуация с Медведевой, Загитовой и Тутберидзе дошла до сердец людей. Эта драматичная история возникла с Олимпиады в Пхенчхане. Мы же разбираем не тройной аксель.

    – Нет, конечно.
    – Кто-то себя ассоциировал с тем, что ты шел-шел, а потом тебя несправедливо обошли. (Имеется в виду победа Загитовой на Олимпиаде-2018, Медведева завоевала серебро. – «Спорт День за Днем».) Другие же ассоциируют себя с другим подходом: я молодой, имею право на все сразу.

    – Разве не имеют?
    – Я думаю, что здесь нет правых и виноватых. Просто одни ассоциируют себя с Медведевой, а вторые – с Загитовой.

    – Это точно.
    – Соответственно, Загитова превратилась уже не в спортивную героиню, а стала лицом молодого поколения, которых нельзя остановить. Алина стала олицетворением некоторой жизненной позиции.

    – Приостановка Загитовой карьеры – это поражение молодежи?
    – Нет, те, кто влюбились в победившую Загитову, воспринимают ее решение как умирание кусочка себя. Ты влюбился в человека, а он преждевременно уходит.

    – Это тяжело.
    – Уходит часть нас, в которую мы влюблены. Это связано с тем, что драма на Олимпиаде нас очень сильно задела.

    Уважаемые любители и доброжелатели фигурного катания. Почитав, на досуге, ваши многочисленные интервью и комментарии, решили к вам обратиться.
Уважайте решение величайшей спортсменки и труд всего тренерского штаба, который привёл Алину Загитову и других спортсменов к результатам, которыми они будут гордиться всю свою жизнь.
Уважаемая Татьяна Анатольевна Тарасова, за три программы Алина Загитова показала спортивного результата больше, чем некоторые спортсмены за десять. Очень жаль, что в пору величайших достижений Алины, вы так много её критиковали. Наверное, из-за огромной любви. В таком случае, остальным нашим спортсменам , очень хочется пожелать, немного меньше вашей любви и заботы.
Евгений Плющенко, вас на данный момент ТРЕНЕРОМ никак нельзя назвать. Вы не воспитали и не научили ни одного спортсмена ничему. Ваши периодические попытки купить, в прямом смысле этого слова, готовых спортсменов, только лишь мешают нашей профессиональной работе. Вам не удалось заманить к себе Алину, как вы не пытались унизить нас в её глазах. Желаем вам воспитать хотя бы одного своего спортсмена. Правда для этого нужно посещать тренировочный процесс.
Желаем всем ДОБРА и ЗДОРОВЬЯ.
Тренерский штаб Тутберидзе ТГД #работаемдальше

    Публикация от Team Tutberidze (@teamtutberidze_)

     

    – Все-таки Загитова пока не уходит. Она лишь приостановила карьеру. Или, может, ее слова – это просто психологическая защита?
    – Перед глазами есть очень хороший пример – Юлия Липницкая. (Бывшая ученица Этери Тутберидзе в 19 лет завершила карьеру. – «Спорт День за Днем».) Выступив на Олимпиаде в Сочи, дальше она не выдержала. Тяжело жить на этом страшном накале. В фигурном катании безумная конкуренция: приходит новая волна спортсменок, и тебя смывает как песок. Очень большое давление. А кто его испытывает? Девочки! Дети, которые оказываются под чудовищным прессом. Долго они этого не выдерживают, поэтому идут призывы: давайте поднимем возрастной ценз. Наверное, это не получится.

    – Почему?
    – Нельзя остановить прогресс. Большой спорт – это мучения, труд, боль, обида, а не только красота и медали.

    – Евгений Плющенко предложил Загитовой подумать о переходе к другому тренеру, где она получит повышенное внимание, достойное олимпийской чемпионки.
    – Медведева перешла от Тутберидзе к новому и очень хорошему тренеру. (Канадцу Брайану Орсеру. – «Спорт День за Днем».) И что она выиграла?

    – Пока только бронзу на чемпионате мира.
    – Вот видите. Причина не в тренере, а в том, что тебя тут же обогнали и затоптали. Вы были на вершине, все делали правильно, но вас все равно обошли. Вот это удар. Новый тренер – новая мотивация. Но я очень сомневаюсь, что он поможет на тот же уровень. И надо ли это вообще?

    – Загитовой только 17 лет. Она выиграла все титулы. Может, действительно, теперь Алина хочет пожить в свое удовольствие?
    – Безусловно. Жизнь на спорте не заканчивается.

    – Спортсменов часто накрывает осознание того, что молодость проходит, а они не видят всех тех прелестей жизни, которые доступны их сверстникам не из мира спорта?
    – Часто. Особенно это касается спортсменок, которые видят, что их ровесницы уже замужем, есть дети. А у них ничего нет. Жизнь проходит мимо. Одновременно присутствует страх, что если я попытаюсь вернуться, то буду уже никем и никому не нужен. И люди, наоборот, растягивают карьеру. В спорте они великие и выдающиеся. А после ухода они кем будут? Преждевременное и запоздалое окончание карьеры – оба вопроса связаны с возвращением в обычную рутинную жизнь.

    – Как вы считаете, решение Загитовой: преждевременное или запоздалое?
    – Это с нашей точки зрения преждевременное. Человек сам решает. Есть такой принцип психотерапии: в каждый момент человек принимает лучшее решение из имеющихся у него вариантов. Их должно быть много. Уйти учиться в Академию, уйти в ледовое шоу…

    – В конце декабря – начале января Загитова будет выступать в шоу Татьяны Навки.
    – Люди будут приходить, дарить ей цветы. Она получит то, что имела, будучи чемпионкой. Но без соревновательного давления.

    – После того, как Загитова приостановила карьеру, началась перебранка между командой Тутберидзе и Евгением Плющенко, пошли комментарии в интернете. Все зашло настолько далеко, что Алексей Мишин в интервью нашему изданию призвал остановить это хейтерство.
    – Я призывал к этому еще два года назад.

    – Разве такая реакция – не показатель популярности фигурного катания?
    – Мы с вами с этого начали. Сейчас фигурное катание – на пике популярности, которого может быть не было даже в советское время. Но мы еще обсуждаем Загитову, потому что очень жизненная ситуация. Наша жизнь – это выборы. Идти доучиваться на высшее образование или чем-то торговать? А спорт публичен. Вы видите, к чему приводят эти выборы.

    – На ваш взгляд, где проходит грань между хейтом и разумной критикой в адрес спортсмена или тренера?
    – Эта грань очень тонкая. Как правило, мы ее переходим. Я на 100 процентов согласен с Алексеем Николаевичем Мишиным. Это давно пора закончить.

    – А как? Заблокировать сайты? Нельзя ведь людям запретить высказывать свое мнение?
    – Я бы устроил шоу, где ведущие участники этого спора сказали бы друг другу: «Простите меня».

    – За что Загитовой просить прощения?
    – За то, что, может быть, не оправдала надежд тех, кто хотел, чтобы она дальше выступала.

    – Татьяна Тарасова сказала, что Загитова не вернется, и уже призывают отстранить ее от комментирования фигурного катания на Первом канале. Это разве не за гранью?
    – К сожалению, себя ведут неблагородно не только юные девочки, но и опытные тренеры. Остановиться должны все. Нужен день всеобщего примирения и всепрощения. И начать жить снова, с новыми героями.

    – Может, на фигурное катание переносится злость за неустроенность в обычной жизни?
    – Когда Тарасова была тренером, карьеры развивались по-другому. Ты должен был 10 лет биться и страдать, чтобы победить. Сейчас все по-другому.

    – Зависть?
    – Несоответствие тем установкам, к которым привык человек. Тогда было нельзя уйти в ледовое шоу и зарабатывать деньги, нельзя уйти в ледовое шоу и стать чемпионкой через год работы. Еще раз повторю, что здесь нет правых, поэтому это надо остановить.

    Читайте также

    Василий Уткин обвинил окружение Тутберидзе в распространении ненависти

    Плющенко против Тутберидзе: новый выпад, на этот раз с использованием 10-летней Софии Титовой


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»