Двукратная чемпионка мира и Европы Евгения Медведева пропустит чемпионат мира в Милане из-за травмы стопы. Уже на Олимпиаде, где она завоевала две серебряные медали (в командном турнире и турнире-одиночниц), ей пришлось выступать с болевыми ощущениями. Мы все, конечно, верим 18-летней фигуристке, но могут ли у нее быть другие причины, не заметные на первый взгляд. Корреспондент «Спорта День за Днем» попыталась найти их в беседе со спортивным психологом Вадимом Гущиным, заведующим сейчас лабораторией социальной и когнитивной психологии Института медико-биологических проблем РАН.
— Медведева могла отказаться от чемпионата мира не из-за травмы, а из-за боязни опять проиграть Алине Загитовой?
— Нет. Я, конечно, спортивный психолог, и, казалось бы, должен психологизировать любую ситуацию, но мне кажется, это слишком просто: боится-не боится. Во-первых, Медведева достаточно много выиграла, у нее есть опыт побед. Во-вторых, еще вопрос, кто по сути победил на Олимпиаде. Я читал очень много отзывов, что людям больше понравилось выступление Медведевой, а не Загитовой. И в ее ли возрасте бояться? В 18 лет надо доказывать, что ты лучше, интереснее. Медведева и Загитова — обе лучшие. Каждая по-своему хороша. Почему идут дискуссии? Просто одна спортивнее (Загитова. — «Спорт День за Днем»), другая лиричнее, взрослее (Медведева. — «Спорт День за Днем»). Так что не надо искать черную кошку в темной комнате. Я абсолютно уверен, что Медведева — мужественный человек. У меня даже мысли нет, что она кого-то испугалась.
— Медведева уже снимается в рекламе, ее можно увидеть в политическом ролике. Это поиск запасного аэродрома?
— У нас слишком много спортсменов снимается в политической рекламе. Они что, все ищут запасной аэродром? Это часть работы спортсмена. Они имиджевые персонажи. Жизнь после спорта очень сложная, и надо накопить столько, сколько возможно. К тому же, часто решения о съемках принимает менеджер. Любое достижение привлекает к человеку внимание, делает его медийным персонажем. Почему политикам, космонавтам, актерам можно, а спортсменам нельзя?
— Еще ходили разговоры, что Медведева может уйти от Этери Тутберидзе.
— Принято считать, что тренер — это второй родитель. Но это профессия жесткая, иногда даже жестокая. Тренер должен сочетать в себе мучителя и доброго, понимающего человека. Безусловно, Тутберидзе не плюшевая игрушка и не добрая мамочка для своих спортсменов. Профессиональный спорт — это мука, а не просто труд от 9 до 18, как живет большинство людей. И это подвиг. Значит рядом должен быть человек, который тебя не только вдохновляет, но и заставляет. Да, от Тутберидзе уходили какие-то ученики, но в фигурном катании часто меняют наставников.
— Есть подозрение, что Тутберидзе уделяла больше времени Загитовой, и это могло вызвать ревность Медведевой?
— Да ну, я вас умоляю. Это все равно, что спросить мать: кого ты больше любишь: старшую или младшую дочь? Неправильно это и непрофессионально. Тутберидзе вкладывает свою душу в каждую из учениц, как любой талантливый тренер. И, естественно, она их обеих любит, кого больше, кого меньше — неправильный вопрос. Может, с кем-то удобнее, с кем-то менее удобнее. Эти девочки и этот тренер — гордость России. Наша задача — их поддерживать, а не пытаться их столкнуть. Это очень низко, негуманно и не по-русски так обращаться с нашей гордостью.