Если в прошлом сезоне судьи провели сбор в Турции, то спустя год их собрали уже в Сочи. Арбитрам не повезло, они попали в ужасную погоду – все тренировки проходили в снег с дождем с холодным пронизывающим ветром. Это похоже на то, как клубы РПЛ пронизывали судейский корпус своей порой неоправданной критикой, из-за которой арбитров отстраняли на продолжительный срок. Работой главы департамента судейства не все довольны. В Сочи Виктор Кашшаи ответил на некоторые вопросы журналистов.
– Сборы – это часть работы арбитров. Нужно показывать физическую готовность перед сезоном. У нас есть три тренера по физподготовке. Все судьи сдали официальные тесты УЕФА. Мы ставим максимальные задачи по физическим кондициям, но все сдали тесты. В результаты мы имеем 20 судей РПЛ, 34 ассистента, двое травмированы. Потом они тоже сдадут тесты. Сейчас самое важное, что судьи физически готовы.
– Все 20 судей уже могут работать?
– В данный момент только 17 судей имеют лицензию для работы на матчах с VAR. Трое начали обучение несколько дней назад (Ян Бобровский, Антон Фролов и Артем Чистяков. – «Спорт День за Днем»). Еще у нас есть несколько судей ФНЛ с лицензией VAR (Евгений Турбин, Алексей Сухов и Николай Волошин. – «Спорт День за Днем»). Будем назначать лучших на игры. Но VAR лицензия сейчас требуется обязательно.
Мы хотим, чтобы судьи как можно скорее получили разрешение для работы. Поэтому на прошлой неделе стартовала новая группа – 3 судьи, 2 ассистента из РПЛ и 3 судьи женской лиги, которые претендуют на работу на ЧМ-2023.
– Как долго длится обучение?
– Это длительный процесс. Есть четыре части: 1 – теоретическая, 2 – тренажер, 3 – практические ситуации, 4 – тренировочные матчи. Еще им нужна практика. Будем надеяться летом они закончат обучение.
– VAR будет на всех матчах в оставшемся сезоне, в том числе и в последнем туре, когда все игры начинаются одновременно?
– В этом сезоне первые шесть туров прошли не с VAR на всех матчах. С 7-го по 19-е туры мы могли использовать VAR, потому что расписание было согласовано с нами. В последнем туре вопрос не к нам. У нас только четыре места в VAR-комнате. Я надеюсь, РФС найдет выход их ситуации. Это их ответственность. Но если удастся использовать передвижные VAR-центры, то мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить VAR на всех матчах.
– Будет ли у судейского департамента личный спонсор?
– Во многих странах департамент имеет контракты с компаниями. Мы открыты для диалога. Судьи являются хорошей группой лиц для предоставления возможностей компаниям. У судей есть 240 матчей за сезон, когда как у отдельных команд их всего 30. К тому же многие всех судей бурно обсуждают (смеется).
– Алексей Еськов завершил карьеру после скандала в матче «Сочи» – «Спартак» и полиграфа. Впоследствии он получил работу в РФС. Вы довольны, что он остался в судейском корпусе?
– Я был рад тому, что Алексей сообщил о завершении карьеры по личным причинам. Потому что он был судьей первой группы. После этого он вернулся в РФС академию в подразделение обучения арбитров. Мы счастливы, что он будет работать с молодыми арбитрами, которые смогут получить его опыт. Это хороший путь.
– Журналистам представили новую систему назначения судей. Планируется ли отмена географического принципа?
– В прошлом году мы смягчили некоторые ограничения из-за коронавируса. Мы сняли их с московских судей, которые могут судить московские команды. Мы не думали о том, чтобы разрешить питерским судьям работать на матчах «Зенита». Но возможно мы полностью откажемся от географической принадлежности. Шаг за шагом мы отказываемся от этих ограничений. Резервные судьи часто представляют свой же регион. Ян Бобровский работал резервным арбитром на матчах «Зенита».
– В КХЛ штрафуют тренеров за критику судей. Нужна ли такая мера в РПЛ?
– В РФС есть дисциплинарный комитет, а мы обучаем судей. Мы получаем критику от тренеров и команд, но это не наша зона ответственности.
– В конце года появилась информация о вашей отставке. Есть что сказать по этому поводу?
– Я получал полную поддержку в работе по ходу всего прошлого года. На данный момент я здесь и рад, что нахожусь здесь.
– Объясните, как работают департамент и судейский комитет. Не дублируете ли вы друг друга?
– Мы имеем хорошее разделение обязанностей с комитетом. Департамент работает над назначениями, обучением, а комитет больше отвечает за стратегические вопросы и занимается разработкой положений и документов для определения будущего судейства. Помимо этого, у нас есть экспертно-судейская комиссия, где сидят российские и зарубежные специалисты. Я думаю, это хорошая система, чтобы каждый тур делать заявление ЭСК для прессы, болельщиков и клубов. Поэтому департамент не видит причин комментировать какие-то решения.
– В этом сезоне было много отстранений. Некоторые, как например, Владислава Безбородова, кажется несправедливым – арбитр стабильно работал хорошо, но из-за одного матча он выпал почти на два месяца. Как вы считаете, правильно ли отстранять арбитров?
– В профессиональном футболе из-за одной ошибки можно проиграть титул. На судьях лежит большая ответственность. Судьи понимают и принимают это. Какая-то ошибка стоит одну неделю, какая-то месяц, какая-то год. Но ошибки могут повлечь отстранение.
– Сухой, Волошин и Турбин могут вернуться из ФНЛ в РПЛ, если судьи будут отстраняться?
– Мы проанализируем их работу в ФНЛ и ПФЛ. Я общался со всеми, кто понижен в ранге. Они могут вернуться, если покажут хорошую работу. Мы не закрываем двери. Они могут вернуться уже во второй половине сезона.
– Пять девушек претендуют на работу в РПЛ. Можем ли увидеть их в премьер-лиге?
– У них разная квалификации. Есть Анастасия Пустовойтова, имеющая большой опыт работы на самом высоком уровне, а есть Надежда Горинова, она молода и перспективна, но ей еще далеко до Анастасии. Мы должны быть аккуратны с назначением девушек. Между женским и мужским футболом большая разница, поэтому мы должны внимательно смотреть за их развитием. Но мы наши двери для них открыты.
– У вас есть готовый арбитр под боком – ваша жена Каталина.
– Она не хочет миксовать личную жизнь и работу. Поэтому она работает в Венгрии.
Фото: РФС, ФИФА
Читайте также