Фигурное катание невероятно стабильно в своем субъективизме судейских оценок и скучной череде однообразных скандалов, как правило, связанных с бегством спортсменов от одного тренера к другому. Иногда капризной звезде кажется, что ей уделяют недостаточно внимания. А юная звезда убеждена в том, что именно ей-то и причитается 100% внимания наставника. Бывало, впрочем и такое, что фигуристы предпочитали тренера, лучше, как им казалось, умеющего работать с судьями. Юная Александра Трусова, разумеется, ушла от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко, чтоб стать в своей новой группе примадонной. Конвейер Тутберидзе таковых не предполагает. Так уже уходила Евгения Медведева.
Я давно преподаю в аспирантуре
Но история стара, как мир. В прежние времена фигуристы, даже титулованные, предпочитали уходить от прежнего тренера к Татьяне Тарасовой. Умела Татьяна Анатольевна создать условия! Впрочем, сама она это по-другому оценивала, что мне некогда и разъяснила:
– Что интереснее для тренера – взять ребенка, не умеющего стоять на льду, и сделать из него Ирину Моисееву, или взять готового фигуриста и отшлифовать его мастерство?
– Просто всему свое время. Знаете, бывает школьный учитель, бывает вузовский педагог, а бывает руководитель у аспирантов. Все они нужны, все они важны. Так вот, я давно уже преподаю в аспирантуре.
– Аспирантам профессора преподают, Татьяна Анатольевна.
– А вы считаете, что я не могу претендовать на звание профессора фигурного катания?!
– Боже меня упаси!
Роднина устала от поведения Жука
Переходы всегда носили скандальный оттенок. Возьмем громкий, на всю страну: в 1974 году олимпийская чемпионка Ирина Роднина вместе со своим партнером Александром Зайцевым уходят от Станислава Жука, создавшего этот дуэт, и начинают тренироваться у Татьяны Тарасовой. К этому моменту Роднина проработала с Жуком 10 лет! Казалось, они неразлучны. Слухов было много. Ирина позже говорила, что «устала от поведения Жука». Вероятно, имелся в виду тренерский диктат.
В результате Тарасова, получив чемпионов мира и Европы, дважды доводит их до побед на Олимпийских Играх. В фигурном катании, в отличие от футбола, не принято говорить о чьем-то багаже.
Публикация от Tatiana Tarasova (@t.a.tarasova)
Ягудин: в группе Мишина были проблемы
Алексей Ягудин, перебравшись из родного Питера в Москву, меняет тренера Алексея Мишина, сделавшего его чемпионом мира, на Татьяну Тарасову. Ситуация, в какой-то мере напоминающая ту, что сложилась сегодня в группе у Тутберидзе. На тот момент (1988 год) у Мишина одновременно занимались кроме Ягудина еще и Алексей Урманов, и Евгений Плющенко.
Много лет спустя Ягудин расскажет нам с главным редактором «Спорта День за Днем» Иваном Жидковым: «Я уходил именно к Татьяне Анатольевне как к тренеру. Пошел бы к ней, где бы она тогда ни трудилась. Ни о чем не жалею. Петербург вообще ни при чем. Там живут мои близкие, но постоянно небо серое и дожди... Меня это угнетает. Но, повторюсь, переход с этим не связан. В группе Мишина были проблемы. О самом Мишине я не говорил и не собираюсь говорить ни единого плохого слова. Скажу о нем только хорошее и доброе. Ведь у Мишина стал чемпионом мира! Какие сложнейшие элементы он помог мне разучить! Технарь он самый выдающийся, но в его тренировочной группе были противоречия. Хотя какого-то негатива не было».
У Тарасовой чемпион мира Ягудин еще трижды повторяет этот успех и выигрывает Олимпийские Игры.
Король показательных
Еще один петербургский фигурист, перебравшийся в Москву, – Владимир Котин. Но тот в конце 70-х ушел от тренера Игоря Москвина к Елене Чайковской. Рискованный шаг с учетом того, что Елена Анатольевна прежде с мужчинами-одиночниками не работала. Это, наверное, сказалось. Котин оставил яркий след в фигурном катании, но больше, как король показательных программ, так его и именовали. Как все ученики Чайковской, он был невероятно артистичен. Но он еще и стал четырехкратным вице-чемпионом Европы. В произвольном катании Котин был очень силен, но многовато уступал в обязательной программе.
Одесситка Грищук меняла тренеров, как перчатки
У коренной одесситки Оксаны Грищук была некоторая склонность к перемене тренеров. Она и у Натальи Дубовой позанималась, но все же олимпийских чемпионов Лиллехаммера-1994 в танцах на льду Грищук и Евгения Платова подготовила Наталья Линичук, много лет проработавшая с этим дуэтом. Олимпийский триумф кружит головы. И вскоре танцорам начинает казаться, что тренер уделяет им недостаточно много внимания, а они должны быть в эпицентре. Дуэт уходит от Линичук к… Татьяне Тарасовой. С ней они выигрывают Олимпиаду в Нагано. Потом Грищук уже без Платова перейдет и к Александру Жулину, но это уже другая история.
Третья попытка с Тарасовой
Танцоры Марина Климова и Сергей Пономаренко какое-то время были в тени Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина. Тренировались они у Натальи Дубовой. С этой наставницей они стали бронзовыми призерами Олимпиады 1984 года в Сараево и вице-чемпионами Игр-1988 в Калгари. Вероятно, мечта о большой победе и побудила их уйти от Дубовой, разумеется, к Тарасовой. Этот шаг оказался успешным. В 1992 году они победили на Олимпиаде в Альбервиле и тут же покинули большой спорт.
Читайте также
У Плющенко и Тутберидзе давнее противостояние. Теперь началась настоящая война
Трусова уходит от Тутберидзе, но не к Плющенко. Кто повлиял на решение «Королевы квадов»?