Призрак пресловутого финансового кризиса, уже несколько месяцев бродящий по Европе, добрался и до Азии. Если китайцев, по слухам, основная часть всех этих коллизий должна миновать, то их соседям из Страны восходящего солнца придется затянуть пояса. Первая жертва безденежной «зимовки» не заставила себя ждать. Вчера на утренней пресс-конференции в Токио президент «Хонды» Такео Фукуи официально объявил об уходе одноименной «конюшни» из «Формулы-1».
«В непредсказуемых условиях кризиса мы должны думать о защите и стабильности основного бизнеса. Учитывая необходимость оптимизации расходов, принято решение покинуть «Формулу-1», — поведал Фукуи. — Компания проведет консультации с партнерами, где мы обсудим нашу возможную продажу». Команда будет продолжать функционировать до начала марта. Таким образом, у «Хонды» есть три месяца, чтобы найти нового владельца. В противном случае она будет закрыта.
Вот так. Как известно, в целях экономии сперва избавляются от элементов роскоши. И, естественно, возглавляют очередь «раскулаченных» «Королевские гонки» с их традиционным шиком-блеском. Теперь о бриллиантах в шлемах пилотов и на бортах болидов (в Монако доходило даже до такого) можно забыть: попавшие под экономическую «раздачу» ювелиры едва ли потерпят подобное расточительство. Стало понятно, что основной вопрос повестки дня в «Формуле-1» звучит гораздо жестче: как уцелеть в столь суровых условиях? По словам одного из боссов «Хонды» Ника Фрая, цена этого бьющего на повал вопроса $350 млн. Примерно таков ежегодный бюджет формульной команды. Для «Хонды», чьи объемы продаж только в США за год снизились почти на треть, а ряд предприятий в Старом Свете приостановил работу, эта сумма стала просто неподъемной.
Кто следующий на выход из элитного автоклуба? Разумеется, монстрам вроде «Феррари» и «Макларена», несмотря на всю чувствительность финансового удара, распад не угрожает. А остальные? Главные формульные «шишки» Берни Экклстоун и Макс Мосли отреагировали на происходящее по-разному. Старина Берни с традиционно кислой миной убеждал всех, что повода для серьезного беспокойства нет.
«Думаю, кризис затрагивает «Формулу-1» не больше, чем любую другую компанию. К тому же у меня уже есть на примете несколько потенциальных покупателей Хонды», — сказал он. Экклстоуну успокоить автоспортивную общественность подобным заявлением явно не удалось.
Макс Мосли вместо слов занялся прямым своим делом — чисткой «конюшен». В четверг им и ассоциацией команд FOTA был принят пакет мер, направленных на сокращение расходов. В частности, речь идет об использовании более дешевых унифицированных турбомоторов от единого производителя, которым, по предварительной договоренности, станет фирма «Косворт». Похожая реформа коснется и коробок передач. Как обещает Мосли, все изменения будут вводиться постепенно в течение трех лет.
В общем, как это ни странно, «Формулу-1» можно поздравить. Она благополучно миновала эпоху гонки вооружений и бессмысленного гламура. Вакцина финансовой болезни, которую нужно пережить, пойдет чемпионату только на пользу. Несомненно, эти нововведения подравняют класс команд, а значит, вместо невидимого противостояния инженеров и механиков в гаражах нас ждет вполне ощутимая битва пилотов на трассе.