Марина Зуева уехала за океан в начале девяностых. Сейчас она одна из самых востребованных тренеров и постановщиков. Перед нынешним сезоном Зуева неожиданно для многих стала тренировать не только танцоров, но и канадца Патрика Чана. Во время финала Гран-при корреспондент «Спорта День за Днем» побеседовал с американской специалисткой, по-прежнему считающей себя представителем российской школы.
Для брата и сестры неправильно ставить историю любви
— Танцоры, выступавшие в финале Гран-при, в качестве музыкального сопровождения для своих программ выбрали очень сложные для восприятия композиции…
— Это новое направление, начало которому положили Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Они дважды подряд выигрывали чемпионаты мира, после чего и стали законодателями мод в танцах на льду.
— Почему вы, обладая большим авторитетом, стали следовать моде?
— В финале Гран-при у меня выступала пара Майя и Алекс Шибутани. Брат и сестра. Ставить для них историю любви, согласитесь, было бы противоестественно, а стиль, который предложили французы, очень подходит для них. Совершенно другие танцы были поставлены для Виктории Синициной и Никиты Кацалапова. Вот они как раз могут показать на льду накал страстей. В таком же стиле я ставила танцы для Тессы Вирту и Скотта Мойра, для Мэрил Дэвис и Чарли Уайта.
— Вирту и Мойр — олимпийские чемпионы Ванкувера и серебряные призеры Сочи. Вы ожидали, что они вернутся, чтобы начать поход за новыми олимпийскими наградами?
— Конечно. Они ведь выиграли свое олимпийское золото, будучи совсем юными (Тессе было 20 лет, а Скотту — 22 года. — «Спорт День за Днем»). Еще в Ванкувере я говорила им: «У вас все еще впереди!»
— Нет ли обиды, что они вернулись не под ваше крыло?
— Если уж возвращаться, то нужно что-то менять: стиль, методику тренировок, наставника. У меня нет обиды.
— Возвращение канадцев поменяло сложившийся после Сочи рейтинг танцевальных пар. Мэрил Дэвис и Чарли Уайт, олимпийские чемпионы Сочи, не собираются последовать их примеру?
— Нет, они востребованы в шоу, и у них нет желания менять свою сегодняшнюю жизнь. К тому же прошло время, когда канадцы и американцы были недосягаемы и боролись только между собой. В Сочи никто не мог бросить им перчатку. Сейчас в танцах на льду появились новые лидеры, и даже американская пара Мэдисон Чок — Айвен Бейтс, занявшая шестое место в финале Гран-при, обошла в коротком танце Тессу и Скотта на Skate Canada. В Марселе брат и сестра Шибутани в первый день соревнований обыграли действующих чемпионов мира, выступавших на родном льду. Конкуренция в танцах сейчас огромная, а олимпийские чемпионы Сочи давно удовлетворили свои спортивные амбиции.
Работа с Чаном — интересный опыт
— Где ожидается более серьезная «заруба»: на чемпионате США или на чемпионате России, где будут выступать ваши дуэты?
— Каждый национальный чемпионат — это самый ответственный старт в сезоне. Даже чемпионат Японии, где также будет выступать моя пара. Ведь по итогам внутреннего отбора формируется сборная страны. Если ты в нее не попадаешь, для тебя сезон заканчивается.
— Как вы оцениваете сегодняшнюю форму Синициной и Кацалапова?
— К сожалению, из-за хронической травмы плеча Никите пришлось делать операцию. Сделали ее своевременно, на следующий день после завершения чемпионата мира в Бостоне. И все равно подготовку к сезону мы начали на три месяца позже, чем следовало. Очень надеюсь, что к чемпионату России в Челябинске ребята наберут нужную форму.
— В России сейчас очень много говорят о том, что спортивные функционеры не оказывают нужной поддержки ведущим танцевальным парам…
— Нельзя побеждать за счет поддержки функционеров. Будьте лучше всех, красивее всех, техничнее всех — и успех придет!
— Кроме американской танцевальной пары на финале Гран-при вы выводили на лед Патрика Чана. Когда последний раз вы работали с одиночниками?
— Когда тренировала своего сына Федора Андреева. Для меня работа с Чаном — очень интересный опыт. В последние годы мне доводилось ставить программы одиночникам, но с Патриком мы серьезно работаем и над элементами. Это опытный спортсмен, и ему на тренировках нужно создать соответствующую атмосферу, убедить в том, что можно на равных конкурировать с лидерами мирового одиночного катания.
— Хватает ли вам для этого знаний и навыков?
— Приходится продолжать учиться. Когда ставила программы одиночникам, внимательно следила за всеми новейшими тенденциями в этом виде программы. Разговаривала с ведущими тренерами. Мне это было интересно. И сейчас продолжаю учиться. Смотрю видео, читаю специальную литературу.
— Сегодня ведущие фигуристы включают в короткую программу два четверных прыжка, а в произвольную — от трех до пяти…
— Без этого сложно рассчитывать на успех. Работая с Чаном, прежде всего попыталась вернуть утраченный им в последние годы четверной сальхов. У него божественное скольжение. Это природный дар, который нужно развить. Только без четверных прыжков ему будет сложно конкурировать с тем же Юзуру Ханью. Козырь Чана — его харизма. При всем уважении к юному поколению, его представители не обладают таким артистизмом, как Патрик.
Марсель