В начале 2000-х нападающий Тимофей Шишканов выступал за такие команды НХЛ, как «Нэшвилл» и «Сент-Луис». Всего в лучшей лиге мира он провел 24 игры, забил 3 шайбы, отдал 2 передачи. И по возвращении из-за океана практически сразу оказался в питерском СКА, где американец Барри Смит набирал парней «по вкусу». Впрочем, задержался на берегах Невы хоккеист недолго. В последние годы нападающий на собственном опыте понял, что восток — дело тонкое. Выступал за хабаровский «Амур» в КХЛ, а также побывал на острове Сахалин, выступая за одноименную команду в Азиатской хоккейной лиге. Мы познакомились с Тимофеем в далеком 2008-м. Было интересно узнать, как сложилась его жизнь после того, как он покинул Северную столицу.
С Ковальчуком выросли вместе
— Какие воспоминания остались у вас об игре за СКА и самом городе Петербурге?
— Только положительные. Уже тогда, в первый сезон КХЛ было понятно, что у клуба с берегов Невы большие амбиции. В СКА пришли профессионалы, такие как Барри Смит и Игорь Ларионов. О Питере могу сказать только хорошее. У меня там и сейчас друзья живут — Кирилл Сафронов, мой близкий товарищ. К сожалению, я не смог проявить себя должным образом, но это, как говорится, мои сугубо личные проблемы.
— Как вам работалось со Смитом? Все-таки для Питера иностранный специалист тогда был в новинку?
— Мне довелось работать со многими иностранцами. И у каждого есть жесткий стержень, и свой набор положительных и отрицательных качеств характера. Барри Смит — североамериканский специалист, тогда ему помогал Айван Занатта, который до сих пор работает в КХЛ. Привет ему, кстати. Могу лишь сказать, мне было интересно играть и тренироваться под их руководством. С адаптацией проблем у меня не возникло, так как я играл в Северной Америке и даже немного в НХЛ. Так что, возможно, мне было даже проще подстроиться чем остальным.
— Впоследствии в Питере появились такие звезды, как Яшин, Каспарайтис, Брылин… Вас удивлял размах приобретений?
— Нисколько. Было видно, что команда хочет, жаждет чемпионства. Правда, у СКА не сразу все получилось, ведь процесс строительства серьезного клуба небыстрый. Зато теперь армейцы занимают лидирующие позиции в России. Не зря сборная базируется именно на основе питерского клуба.
— А за какую команду вы болеете всей душой? Где оставили свое сердце?
— Я болею прежде всего за красивый, хороший хоккей. Конечно, «Спартак», который дал мне путевку в жизнь, навсегда останется в моем сердце. Но поскольку я играл в разных командах, то в каждой что-то оставил. И сейчас слежу за карьерой ребят, с которыми раньше выходил на лед. В СКА это Антон Белов, Илья Каблуков.
С Ильей Ковальчуком мы играли в далеком детстве. Выросли вместе, так что переживаю и за него.
Никогда не завершу карьеру
— Тогда вас наверняка обрадовала новость, что Кови остается еще на сезон в Петербурге и, судя по всему, сыграет на Олимпиаде?
— Каждый мечтает принять участие в Играх. Рад за Илью и хочу, чтобы наша команда не просто приняла участие в Олимпиаде, а победила.
— У кого больше шансов победить в отсутствие энхаэловцев?
— Как патриот буду болеть только за наших. Верю и надеюсь, что мы выиграем.
У нас для этого есть все шансы!
— Когда вы играли в СКА, были завидным женихом. Как сложилась ваша семейная жизнь?
— Интересно сложилась (улыбается). У меня две дочери, и одна живет и учится на Мальте. Спортивная девочка, которая уже свободно говорит на английском. Я ей очень горжусь. Младшая родилась в Хабаровске, когда я играл за «Амур».
— Чем вы сейчас занимаетесь? Завершили карьеру игрока?
— Я никогда не завершу карьеру. Люблю хоккей, хочу быть всегда в игре или рядом с ней. Не знаю, как сложится моя дальнейшая жизнь, но я никогда не расстанусь с любимым делом. Подумываю о том, чтобы стать тренером или кем-то еще, но обещаю, из хоккея не уйду.
— Все мы на этой игле…
— Согласен. Хоккей — это вся моя жизнь.
— Вы играли за клуб из Сахалина. Вокруг китайцы, японцы. Расскажите, как там игралось?
— Есть такой проект, Азиатская хоккейная лига, где участвовали девять команд из стран Дальнего Востока. Одна из России, четыре из Японии, три из Кореи и одна из Китая.
Но в новом сезоне китайцев не будет, так как у них игра развивается и они вовсю участвуют в российских лигах.
— Расскажите о том, как к хоккею относятся в Азии?
— Хоккей там любят, он активными темпами прогрессирует как вид спорта. Есть интересные ребята. В каждой команде много специалистов из Северной Америки и Европы.
В клубах играют легионеры, и все в основном представители Нового Света. Есть даже те, кто имеют опыт выступления в НХЛ и КХЛ. Показывают участники лиги неплохой хоккей, близкий к североамериканскому.
Икра ложками? Всякое бывало
— Как болеют азиаты?
— Ничего странного не заметил. В некоторых городах поддерживают свои клубы очень горячо: с барабанами и кричалками. Но в целом каких-то странностей не обнаружил. Что касается шоу, организации, то лучше, чем в Петербурге, в Ледовом, нигде не видел. Так что в этом плане мы их, можно сказать, опережаем.
— Говорят, те же китайцы очень трудолюбивые спортсмены?
— Это не стереотип, а правда. Они действительно трудолюбивые и исполнительные.
— Японский тренер после разгромного поражения может сделать себе харакири?
— Не доводилось видеть. Они люди спокойные. Это у нас харакири иной раз вот-вот случится, когда российские команды проигрывают. Потому что мы, русские, очень болезненно воспринимаем поражения и неудачи.
— Нация у нас такая — победителей. Об этом говорит вся российская история…
— Полностью согласен. Нас воспитывали тренеры побеждать везде и всегда. И это нам помогает до сих пор не только в игре, но и в жизни.
— Расскажите о хоккее на Сахалине, где вы играли?
— Когда я отправился на остров, уже знал, что такое Дальний Восток, так как играл в хабаровском «Амуре». Там у меня, как и в Питере, остались друзья. Мне там очень нравилось жить и играть в хоккей.
— Икру, наверное, ложками кушали?
— Всякое бывало (улыбается). Так что на Сахалин ехал, понимая, что меня ждет. Про остров могу сказать только хорошее. Там прекрасная природа, замечательные люди. Кроме того, хоккей вовсю развивается. Много детей гоняет шайбу. Огромный плюс, что есть профессиональная команда, которая выступает в Азиатской хоккейной лиге. Дворец спорта новый, но небольшой. Вмещает полторы тысячи, но зрители нас всегда поддерживали, и на матчах не было свободных мест.
В новом сезоне все будут желать обыграть СКА
— Скоро стартует новый сезон КХЛ. Каким будет расклад сил? Изменятся ли лидеры?
— С оптимизмом смотрю на предстоящий чемпионат. Конечно, удержать звание обладателя Кубка Гагарина питерскому клубу будет непросто. Ведь на них будут серьезно настраиваться и каждый пожелает обыграть. СКА — именитый клуб, со звездами мирового уровня в составе, так что это дополнительный раздражитель для соперника.
— Чем удивили нынешним летом другие команды КХЛ?
— Недавно случился громкий переход: Данис Зарипов вернулся в Казань. Интересно будет посмотреть за выступлением «Ак Барса». Кроме того, в ЦСКА новый тренер — Игорь Никитин. Вот интересно, какую команду мы увидим в предстоящем сезоне? Наверняка захочет взять реванш у СКА магнитогорский «Металлург». «Салават» пережил непростой сезон, но наверняка заявит о себе. Не стал бы списывать со счетов и «Югру», ведь в нее пришел серьезный профессионал — Игорь Захаркин. Одним словом, чемпионат обещает быть очень интересным и не берусь сказать, кто станет чемпионом.
— Меня волнует отъезд лидеров петербуржцев Дадонова и Шипачева в НХЛ. Не затеряются ли они за океаном?
— Не стоит волноваться. Вспомните, как быстро освоился Панарин. Сыграл в «Чикаго» просто великолепно. Ребятам могу пожелать только удачи. Они уезжают уже опытными и достаточно взрослыми хоккеистами. Так что у них не должно возникнуть никаких проблем с адаптацией.