Говорят, что целой жизни не хватит, чтобы осмотреть всю коллекцию Эрмитажа, если останавливаться хотя бы на минуту перед каждым из экспонатов. Приморский парк победы в первый день Кубка конфедераций с достоинством принял этот вызов. Болельщики рисковали пропустить матч открытия целиком, если бы решили окунуться с головой в приготовленную для них развлекательную программу. К счастью, это было, вероятно, единственное, что могло помешать им добраться до своих мест, хотя до церемонии открытия, начавшейся за два часа до игры, дошли, мягко говоря, не все. Города-хозяева Кубка конфедераций презентовались в камерной обстановке, в какой вряд ли доводилось выступать в последнее время Игорю Бутману и его оркестру.
У стадиона на Крестовском острове, при всей его известной репутации, есть неоспоримое достоинство: как при созерцании видовых панорам «снаружи», так и при взгляде на поле и трибуны «изнутри», создается ощущение присутствия на событии мирового масштаба. Для тех, кто ходит на «Санкт-Петербург», созданы условия, чтобы день игры был днем праздника. И сама игра может улучшить эти впечатления, но точно не испортить их, как бывает в случае с телетрансляциями, с повторами и разбором ошибок. Тем более, что сборная России с ее целенаправленной подготовкой к Кубку конфедерации, разожгла в себе долгожданный огонь аккурат в последние недели перед стартом турнира.
От новой команды не ждешь чуда. В 2008-м, когда люди по всей России выходили на улицы городов после голов Аршавина и Павлюченко Швеции и Голландии, Дмитрий Комбаров в «Динамо» вместо «кроссов» в штрафную исполнял подачи с фланга на фланг своему брату Кириллу, Александр Самедов вовсю продолжал свое незатейливое путешествие по московским клубам, а Федор Кудряшов и его тренер Станислав Черчесов успели сначала очаровать, а затем разочаровать болельщиков «Спартака». Кубок конфедераций — их шанс на самоутверждение. И сборная, судя по последним матчам, понимает это все лучше.
Традиционно холодный к сборной Петербург, где праздник на матче национальной команды удалось устроить разве что в 2005 году на матче с Латвией, когда Юрий Семин выпустил на радость «Петровскому» Аршавина, Кержакова и Быстрова, не собрал аншлаг. И в этих условиях сборной Станислава Черчесова удалось почти невозможное. Те, кто собрался, по достоинству оценили как игру на первых минутах с эмоциональным порывом, так и действия в условиях, требовавших играть рассудительно. Во втором тайме зрители аплодировали едва ли не каждому такому удачному действию.
К 10-й минуте Россия подала четыре угловых, а защитнику и полузащитнику «киви» Томми Смиту и Майклу МакГлинчи пришлось дважды выносить мяч с линии ворот — после ударов Виктора Васина и Дмитрия Полоза. Сложно сказать, какая из двух этих цифр впечатляла сильнее, но в этот момент единения команды с трибунами болельщики и игроки могли подзаряжаться друг от друга. «Легконогий» вариант со Смоловым и Полозом в атаке работал на полную. Спринты нападающего «Ростова» и игра бомбардира «Краснодара» на команду «склеивали» действия в атаке.
Безрезультатный стартовый порыв мог дорого обойтись команде Станислава Черчесова. Особенно с учетом того, как могла упереться Новая Зеландия, сыгравшая три ничьих в трех матчах группового турнира на ЧМ-2010 и расставившаяся с тремя центральными защитниками у своих ворот. Пожалуй, именно отрезок между 15 и 30 минутами был самым сложным для национальной команды за весь матч. За остроту в атаке пришлось взяться центральному защитнику Георгию Джикии, так «прижавшему» мяч при дальнем ударе, что угловой для новозеландцев был за счастье. Именно в этот отрезок мы увидели то, что может вызывать тревогу перед матчами со слабомотивированными, но куда лучше оснащенными Португалией и Мексикой. От Глушакова никуда не девается заполошность при быстрых изменениях ситуации в опорной зоне, Самедову, самому результативному игроку сборной при Черчесове, свойственен «зашоренный» взгляд в атаке, прорезался даже брак в передачах Головина, который до 20 минуты не ошибался вообще — скауты «Арсенала» должны были остаться довольны.
По удачному стечению обстоятельств, именно в тот момент, когда от игроков сборной России требовалась холодная голова, их возрастные соперники стали ошибаться в простых ситуациях. Первая из них завершилась выходом Смолова один на один и голом, отмененным из-за офсайда. Буквально через минуту новозеландцев накрыли на выходе из обороны, и Дмитрий Полоз элегантным пасом в касание вывел на оперативный простор из глубины Глушакова, сотворившего ри содействии соперников по-своему символичный гол. Кто еще, как не игрок «Спартака», должен был затолкать мяч в ворота «с мясом»?
Игра по счету — особое искусство. Любая ошибка на ровном месте — и начинай все сначала. Но слабое сопротивление соперника гарантировало россиянам как минимум третье место, для начала — в группе. Самедов едва не забил со штрафного, направив мяч рядом с дальней «девяткой, А затем идеально прострелил на Смолова. Каждый из замененных игроков (Полоз, Ерохин, Смолов) покидал поле под овации, а каждый из вышедших на замену (Бухаров, Тарасов, Миранчук), поддержал на нужном уровне темп и остроту. Петербург и сборная были достойны друг друга. Эстафетная палочка переходит к Москве.
Кубок конфедераций. Групповой турнир. 1-й тур. Группа A
Россия — Новая Зеландия — 2:0
Россия: Акинфеев (к) — Самедов, Джикия, Васин, Кудряшов, Жирков — Ерохин (Тарасов, 77), Глушаков, Головин — Смолов (Миранчук, 90), Полоз (Бухаров, 64)
Новая Зеландия: Маринович — Колви (Паттерсон, 84), Смит, Дюрэнт, Боксэлл, Уинн — Барбароусес (Туилома, 61), МакГлинчи, Томас — Рохас (Смелц, 71), Вуд (к)
- Голы: Боксэлл, 31, в свои ворота; Смолов, 69
- Предупреждения: не было
- Судья: Вильмар Рольдан (Колумбия)
17 июня. Санкт-Петербург. «Санкт-Петербург». 50 251 зритель