В октябре заслуженному тренеру СССР по баскетболу Станиславу Гельчинскому исполнилось бы 80 лет
На одном из последних матчей питерской «Ладоги», в большом перерыве, судья-информатор объявил, что как раз в этот день заслуженному тренеру СССР Станиславу Яковлевичу Гельчинскому исполнилось бы 80 лет. Вся баскетбольная общественность города помнит и чтит легендарного наставника. Зрители стали бурно аплодировать, а один из молодых болельщиков удивленно спросил: «А кто такой этот Гельчинский? И почему его все помнят?»
Кто такой Гельчинский?
А ведь и правда, ответим незадачливому фанату, почему все помнят Станислава Яковлевича?
В день юбилея надо обязательно рассказать, что он сделал не только для баскетбола, но и для всего отечественного спорта. Три раза приводил женскую команду ленинградского «Спартака» к победам в розыгрыше Кубка обладателей кубков 1972–1974 годов и завоевывал престижный Кубок Ронкетти-75. Есть в коллекции наставника и золото чемпионата Советского Союза 1974 года, когда в упорной борьбе против непобедимого рижского ТТТ ленинградские спартаковки взяли первое место.
В качестве старшего тренера сборной Советского Союза приводил национальную команду к победе на Всемирной универсиаде 1970 года. Был отмечен медалью «За трудовую доблесть».
Но, конечно, главной наградой для Станислава Яковлевича всегда оставалось золото Олимпийских игр Монреаля-76, завоеванное его лучшей ученицей, любимой супругой, матерью его детей — Надеждой Захаровой.
Последним же его серьезным успехом были бронзовые медали питерской «Волны», добытые в чемпионате России 2000 года.
Цыгане шумною толпою
Впрочем, в юбилей можно рассказать и пару забавных историй, которые до этого никогда и нигде не публиковались. Особенно это касается молодых лет заслуженного тренера.
Не без юмора вспоминает старшая дочь тренера Марина Гельчинская:
— Эта история приключилась в конце 1950-х. Совсем молодые папа и дядя Шура (близкий родственник, друг и соратник Гельчинского, заслуженный тренер России Александр Шахназарович Амиров. — «Спорт день за днем») хотели заработать немного денег. И вот кто-то им посоветовал попробовать себя в качестве солистов... настоящего цыганского ансамбля.
А почему нет? Оба пели хорошо, к тому же были кудрявые, черноволосые, так что с успехом стали выступать под гитары, когда в парке на эстраде, а когда и в ресторане. Что пели? «Ой, ромалэ!», «Две гитары», «Очи черные», короче, весь подобный репертуар. И что удивительно, публика легко принимала их за настоящих цыган. Не раз вызывали на бис...
Заработав своими эстрадными выступлениями денег, папа с друзьями уже сами шли на танцы в «Десятку». Это тогда был очень популярный Дом культуры имени 10-летия Октября на Обводном канале. После танцев случались и драки, шпана доставала ножи. Однажды с финкой напали и на них. С отцом-то ничего не случилось, а вот дядю Шуру сильно порезали.
Клиническая смерть в Америке
В памяти болельщиков со стажем Гельчинский остался энергичным, сильным, эмоциональным тренером. Но мало кто знал, что Станислав Яковлевич долгие годы страдал редкой формой сахарного диабета.
В свое время ему провели сложнейшую операцию по удалению вилочковой железы и присвоили вторую группу инвалидности.
Никогда раньше не рассказывалось, что во время турне по Америке ему дважды становилось очень плохо...
Один раз прямо на борту лайнера до Нью-Йорка. Скорые мчались с сиренами и мигалками прямо к самолету. Второй раз — уже в каком-то маленьком городке в США, когда его команда уступила соперницам всего очко. На жестком разборе игры после поражения с Гелей случился тяжелый приступ. Почти клиническая смерть.
Американский тренер был в шоке: неужели досадное поражение довело русского коуча до беды?
По медицинской статистике, с таким диагнозом выживает один человек из десяти. И конечно, с таким заболеванием надо забыть о нервной профессии тренера. Однако в свойственной ему манере Гельчинский послал врачей куда подальше и продолжал все так же эмоционально вести своих девчонок к новым победам. И тут произошло чудо — под высоким градусом накала спортивной страсти болезнь уступила.
Не смог пережить закрытия «Волны»
Станислав Яковлевич немного поправился, а в конце 1990-х успел даже создать команду, о которой мечтал всю жизнь, как раз ту самую «Волну» — бронзовых призеров чемпионата России. Однако мгновения праздника длились недолго, ведь через три года из-за финансовых проблем «бронзовая дружина» прекратила существование.
Этого удара, словно потерю любимого ребенка, Гельчинский пережить не смог. Моментально обострившийся диабет привел тренера на больничную койку.
— Как только выдавалась свободная минутка, мы старались забежать к нему в больницу, — рассказывает одна из самых любимых воспитанниц тренера, мастер спорта международного класса Оксана Чугунова, — поддержать, подбодрить его. Свою вторую бронзовую медаль чемпионата России, которую завоевала уже в форме «Балтийской звезды», я посвятила наставнику. Это было в самом конце апреля 2004 года. А 1 мая его не стало. Станислав Яковлевич словно дождался наших наград, чтобы порадоваться вместе с нами. Он был великим тренером и человеком с большой буквы.
Восточная мудрость гласит, что человек не умирает, пока о нем помнят. Друзья и ученики Гельчинского не просто помнят своего тренера, но и делают многое для того, чтобы сохранить наследие выдающегося наставника. Так, 13 мая 2011 года на «Аллее славы» у лицея № 590 Красносельского района была торжественно открыта «Звезда Гельчинского». С 2007 года в Петербурге проходит турнир среди женских команд Кубок Гельчинского. Очередной, вот уже 9-й по счету турнир состоится с 17 по 18 октября в спортклубе по адресу: улица Швецова, д. 23.