Когда Ковальчука этим летом уговаривали остаться в СКА, первым делом говорили: «Илья, Олимпиада!» Уже потом речь шла о хорошем контракте и больших преференциях при возвращении в НХЛ после 35-летия. То же слово от руководителей петербургских армейцев полтора года назад услышал Павел Дацюк. Похожими аргументами пользовались и в ЦСКА, и во многих других клубах КХЛ. И произносили это заветное слово вполне искренне, а не только пытаясь скинуть пару миллионов с контракта. Поэтому нет ничего поразительного в том, что Ковальчук выдал пламенную речь с призывом ехать на Игры под нейтральным флагом. Столько сказано о великолепном шансе сборной России взять первое хоккейное олимпийское золото, что теперь воротить нос не надо.
Тем удивительнее пришедшее из-за океана мнение, что ехать на Игры без флага и гимна — унижение. Подобного выступления от Александра Овечкина, рвавшегося в Пхенчхан вопреки воле клуба и лиги, никто не ждал. Создатель Putin team позднее и сам выступил с формулировкой «ничего не говорил, ничего не знаю», но от этого уже не выглядит таким непоколебимым его призыв перевернуть НХЛ вверх дном, но сыграть на Олимпиаде. Может, и там в прессе кто-то где-то напутал, а на самом деле Ови даже не думал покидать Вашингтон в феврале предстоящего года?
Странно вообще, что спортсменам эти вопросы задают. Отстраненные от Игр в Рио легкоатлеты при первой же возможности вернулись в соревновательный ритм и после каждой победы искренне говорят: «Россия, это для тебя». Даже флаг из-за пазухи доставать не надо. С гимном еще проще. В Баффало до сих пор помнят, как в 2011 году российская хоккейная «молодежка» завершала матчи плей-офф нестройным исполнением гимна сквозь выбитые соперником зубы. Искреннее этого на победном для команды Валерия Брагина чемпионате мира не было ничего.
Через день-два-месяц противники поездки сборной России в Пхенчхан охладят эмоции и подумают о карьерах спортсменов и хоть какой-то чести, оставшейся у нашего спорта. Отстоять ее еще можно. В чистейше-белых формах с единственной надписью OAR на груди еще больше озлобленные атлеты поедут рвать за страну, представлять которую им запрещают. И каждая медалька от этого будет только ценнее, никто даже не подумает ляпнуть: «А почему так мало наград?» Особенно, если будет хоккейный комплект.
В провальном Ванкувере уставшие фанаты сборной твердили, что надеются лишь на два золота: от Плющенко и сборной Вячеслава Быкова. Не дождались. Евгений в Сочи должок вернул, пора бы и хоккеистам честь знать.
Тем более с таким по-спортивному злым Ковальчуком во главе. Ему не впервой творить для России историю.
Мнения
Максим Сушинский, экс нападающий СКА:
— Конечно, это верное решение! Я не вижу разницы. Мы-то знаем, за какую страну они будут играть. Неправильно запретить участвовать людям, которые готовились четыре года, для которых, может быть, предстоящая Олимпиада будет единственной в жизни. Я разделяю мнение Ковальчука. Не знаю, что унизительного в том, чтобы выступить под нейтральным флагом. Повторюсь, мы и весь мир понимаем, за кого и за какую страну будут играть эти ребята. Не думаю, что разные мнения могут внести разлад в ряды наших хоккеистов. Уверен, что все, кто играет в КХЛ, в один голос скажут, что с удовольствием поедут на Олимпиаду.
Вячеслав Быков, экс главный тренер СКА и сборной России:
— Мое личное мнение — важно, чтобы наши спортсмены отстаивали свои права в спортивных состязаниях. А наши руководители и чиновники пусть отстаивают честь нашего спорта в международных судах и добиваются права иметь места в международных организациях, таких как МОК и другие.
Сюрпризом решение МОК по России не стало в связи с тем, что ситуация нагнеталась из-за докладов Макларена, заявлений Родченкова. Позитивных моментов в последнее время было мало, поэтому такое развитие событий в общем-то и напрашивалось. Сожалею, что не были представлены никакие конкретные доказательства нашей вины, это вдвойне вызывает негодование.
Параллель с Олимпиадой 1992 года провести здесь нельзя в силу того, что тогда был распад Советского Союза, это была политическая ситуация внутри страны. Мы прекрасно понимали, кого представляем. Сейчас нас вгоняют в эту ситуацию. В любом случае и тогда, и сейчас спортсмены представляют наш народ, и вместе мы будем переживать и болеть за наших ребят. Они будут биться за нашу страну.