Одной из самых примечательных фигур в составе первого соперника казанского «Рубина» в групповом турнире Лиги Европы – ирландского «Шэмрок Роверс» – наверняка станет Роан Риккетс.
Вернулся, чтобы играть
В последние годы футболист, поигравший в «Арсенале» и «Тоттенхэме», переживал не лучший период, но, подписав на флажке трансферного окна контракт с ирландским клубом, он рассчитывает вернуться на прежний уровень.
— Роан, после нескольких лет путешествий по миру вы вернулись на Британские острова, но не в родную Англию, а в Ирландию. Почему?
— У меня был выбор из двух клубов перед закрытием трансферного окна. Второе предложение было даже более выгодным в финансовом плане, но я предпочел играть в «Шэмроке», так как мне очень понравилась эта команда и, конечно, возможность выступить в Лиге Европы тоже сыграла свою роль.
— И как вам новый клуб?
— Я увидел то, что и ожидал. Очень дружная команда. Безусловно, это лучший клуб из тех, за которые я играл в последнее время. Дружеская атмосфера царит и на поле, и вне его, поэтому у меня не было никаких проблем с адаптацией.
— Ваш новый клуб стал первым ирландским участником группового турнира еврокубков. Каковы его цели в Лиге Европы?
— Честно говоря, не знаю точно, какие задачи ставит руководство, но, думаю, есть все шансы выйти из группы. У нас молодая команда, много перспективных ребят. Может быть, нет звезд, но мы сильны именно как команда.
— Можно сказать, что в составе «Шэмрока» вы самый известный игрок?
— (Смеется). Ну, возможно и так, имея в виду начало моей карьеры. Но я давно не играл в серьезных клубах. Впрочем, для того и приехал в Ирландию, чтобы напомнить о себе. Мне всего 28 лет, и я уверен, что еще могу поиграть лет семь-восемь.
Игрок, журналист, шоумен
— Что можете сказать о тренере Майкле О’Ниле?
— Он был известным футболистом, играл за сборную Северной Ирландии и стал очень неплохим тренером. Не случайно при нем «Шэмрок» впервые за много лет стал чемпионом и сейчас лидирует. Мне нравится его отношение к игрокам, чувствуется, он знает, что нужно футболистам. Нравится мне и то, что много внимания уделяется тактике, это очень важно в современном футболе.
— Вы провели уже два матча за новый клуб. Какую позицию определил вам О’Нил на поле?
— Сначала я играл «под нападающими», потом сместился влево, но в обоих случаях тренер предоставил мне некоторую свободу при участии в атакующих действиях. Надеюсь, я оправдал его доверие, отдав три голевых паса. Но своим дебютом в «Шэмроке» против «Дандалка» я доволен больше, ведь мы выиграли – 2:1, а вот во втором матче проиграли дома с таким же счетом «Слиго Роверсу».
— В Англии вы стали известны и благодаря своей журналистской деятельности – ведете колонки в популярных изданиях, участвуете в ТВ-шоу.
— Так получилось, что у меня накопился немалый опыт, которым захотелось поделиться. Видимо, то, о чем я пишу, интересно людям, мои статьи стали популярны. Все очень просто – о футболе же в основном пишут журналисты, но они смотрят на игру со стороны. Пишут о футболе и звезды, у которых многое получилось, но они в основном рассказывают о своих успехах. А о проблемах, с которыми сталкиваются молодые игроки, мало кто говорит откровенно.
— Каков ваш главный совет начинающим свою карьеру футболистам?
— Первый совет – заказать в Интернете мою книгу и почитать мои статьи (смеется).
— После окончания карьеры планируете заниматься журналистикой, стать шоуменом или все же тренером?
— Пока мне рано об этом думать, я надеюсь еще поиграть. Но в будущем хотел бы создать свою академию футбола. «Академия Роана Риккетса» – звучит? Думаю, мне есть что рассказать и чему научить молодых.
Зарплата, которой нет
— Вы ведь начинали карьеру в звездном «Арсенале» у самого Арсена Венгера. Не жалеете, что не задержались там?
— Вот именно в звездном. Венгер много работал со мной, считал меня очень перспективным, но вы ведь помните тот состав «Арсенала» – с Бергкампом, Адамсом, Коулом? Тогда ставка делалась на опытных игроков, и нам, молодым, пробиться было почти невозможно. Мне ведь тогда было всего 17 лет. Я провел только одну игру за сезон и решил уйти. Да, многие отговаривали, мол, нужно ждать своего часа, но я не хотел сидеть на лавке и перешел в «Тоттенхэм». Уверен, поступил правильно. Это ведь сейчас в «Арсенале» молодым доверяют, а 10 лет назад шансов у меня не было.
— В «Тоттенхэме» вы провели три года...
— Да, и это были, наверное, лучшие годы в моей карьере. Но там я столкнулся с другой проблемой. Меня почему-то невзлюбил один из директоров клуба. Я выходил на поле и понимал, что мне не простят даже маленькой ошибки. Было очень тяжело психологически. Меня стали отдавать в аренду вначале в «Ковентри», потом в «Вулверхэмптон». Поиграл я и в «Куинз Парк Рейнджерс», и в «Барнлси»...
— А потом неожиданно для многих оказались в Канаде, в клубе MLS «Торонто».
— Это были новые ощущения – другая культура. MLS сейчас развивается, там играют звезды уровня Бекхэма, Анри, Фрингса, и это повышает интерес к футболу. Там я много забивал. Мне очень понравилась Канада, не исключаю, что переберусь туда после окончания карьеры.
— А потом был совсем уже странный период – Венгрия, Молдавия… Одолела жажда путешествий?
— Все гораздо прозаичнее. Сегодня ситуация на футбольном трансферном рынке непростая, найти вовремя команду, чтобы начать сезон в хорошей форме, сложнее, чем раньше. В команде, с которой я тогда вел переговоры, сменился тренер. В середине июля оказался без клуба, в то время как повсюду уже вовсю велась предсезонная подготовка. Когда пришло предложение из Молдавии, поначалу ответил «никогда», но после того как еще какое-то время не получал никакой информации от моего агента, решил согласиться.
— Похоже, поездкой в Кишинев вы остались недовольны, а ведь «Дачия», куда вы попали, стала чемпионом?
— Уже после первой игры я был шокирован, когда команде объявили, что никто не получит зарплату за последний месяц из-за плохой игры. Мой агент позвонил президенту, и тот заверил, что я получу деньги, так как только присоединился к команде и ни в чем не виноват. Я поверил, как полный идиот. В итоге так и не получил денег за несколько месяцев, что провел в этом клубе. В какой-то момент мне предложили урезать зарплату, хотя я не понимал, как можно урезать зарплату, которую не дают. Потом один из директоров клуба сказал мне, что я должен покинуть отель и уехать из страны. Пришлось упаковать вещи и отправиться на улицу. Я не знал, куда податься. Представьте мое состояние, когда подошел этот директор, чтобы пожать руку на прощание. Я смотел на него как на сумасшедшего. Впоследствии «Дачия» сделала все, чтобы помешать мне устроиться зимой в Германии, и только после вмешательства ФИФА мне удалось доиграть прошлый сезон в «Вилмельсхафене». Да, это был клуб региональной лиги. Но из-за проблем с «Дачией» я не успел устроиться в клубах второй бундеслиги, которые вели со мной переговоры.
Не нашел на карте Казань
— Что знаете о первом сопернике в Лиге Европы – российском «Рубине»?
— Я видел игры этой команды в прошлые сезоны в Лиге чемпионов, и мне очень понравилась ее высокая организованность. Неслучайно этот клуб – один из немногих в Европе, кто смог выиграть у «Барселоны». На бумаге «Рубин», конечно, фаворит в нашем матче, но мы играем дома и перед своими болельщиками просто обязаны использовать свои шансы.
— В этом клубе работает несколько молдавских специалистов. В какой-то мере есть возможность реванша?
— У меня нет таких мыслей. Более того, я с теплотой вспоминаю Молдавию. Там я встретил много прекрасных людей, меня любили и поддерживали болельщики. Проблемы у меня только с руководством «Дачии»… Я борюсь с ним, обратился в ФИФА, и меня заверили, что получу все, что мне полагалось по контракту.
— Что вы думаете о российском футболе?
— Видел недавно игру сборной Ирландии в Москве, да и в клубе много эту игру обсуждали. Все считают, что ваша команда подавила ирландцев. Все знают, что ваш футбол прогрессирует. В него инвестируют хорошие деньги, и это должно сыграть свою роль. Я как раз на днях разговаривал с моим старым знакомом Эйденом Макгиди. Он очень доволен тем, что играет в России, и много интересного рассказал про вашу страну.
— Он не агитировал вас тоже переехать в Россию?
—На ближайшее время у меня другие планы. А в будущем... Как известно, «никогда не говори никогда». Пока вот съезжу туда в составе «Шэмрока». Кстати, а Казань – это где?
— В верховьях Волги.
— Простите, я не силен в географии вашей страны, но, думаю, сейчас многие узнают названия таких городов, как Казань, Махачкала, и скоро научатся находить их на карте. А это тоже свидетельство подъема вашего футбола.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №35 (14-21 сентября 2011 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.