Тренеры «Спартака» и ЦСКА похожи друг на друга, по большому счету, лишь в одном: они молоды. Валерий Карпин набрал 41 полный год, Леонид Слуцкий — 39. Для тренерской профессии — возраст едва ли младенческий, хотя он совершенно не исключает зрелого отношения к игре. Тем более в данном конкретном случае, когда обе жизни практически полностью посвящены футболу.
В остальном они почти антиподы.
Школа жизни
Валерий Карпин получил высшее футбольное образование гораздо раньше своего оппонента. В том смысле, что в карьере главного тренера «Спартака» столько ступеней, что в сумме их можно зачесть за докторскую диссертацию.
А играть на высоком уровне Карпин начал еще тогда, когда Слуцкий о тренерских успехах еще и помыслить не мог. «Спартак», сборная России, испанская примера — футболист Карпин прошел огонь, воду и медные трубы. Был период, когда ему казалось, что этих университетов вполне достаточно для того, чтобы руководить «Спартаком», не имея специального образования. «Даже не думал, насколько я прибавил или убавил как тренер, — говорил он. — Каждый день в моей работе происходит что-то новое. И каждый день, естественно, учусь чему-то новому. После поражений у меня одно понимание многих вещей, после побед — другое. Подготовка к каждой конкретной игре, к конкретному сопернику есть новый бесценный опыт. Что еще может дать мне учеба в Высшей школе тренеров?» Потом взгляды Валерия Георгиевича эволюционировали, что характеризует его как человека, склонного к самокритике и трезвому анализу. В конце прошлого года он получил категорию А, в конце нынешнего рассчитывает закончить процесс образования и стать обладателем категории Pro.
Леонид Слуцкий — отличник из отличников, достигший своего нынешнего положения прежде всего за счет стремления учиться. И, безусловно, ярко выраженного таланта применять знания на практике. Все его дипломы начиная со школьного — красного цвета. Его игроцкая карьера не задалась (тяжелая травма), поэтому, как принято считать в таких случаях, видения футбола изнутри Леонид Викторович лишен по определению. У Слуцкого другие козыри: он очень придирчив к себе, склонен к аналитической деятельности (качество этой характеристики в последние годы приобретает все большее значение, поскольку футбол как явление не может избежать влияния высоких технологий), максимально «продвинут». Слуцкий — специалист современной формации, ученый от футбола, старающийся двигаться к вершинам профессии эксклюзивным путем. За 17 лет самостоятельной тренерской работы он успел превратиться из деспота, которым слыл в волгоградской «Олимпии», в толерантного интеллигента, старающегося сначала понять человека, а уж потом обратить его в свою веру. Хотя чаще (по крайней мере в футболе) бывает строго наоборот. Такая вот модель самопостроения.
Доминанта личности
Валерий Карпин не только авторитетен, но и в достаточной степени авторитарен. Он не склонен быть жестким в ежедневном режиме, но если того требует ситуация — никаких проблем. Авторитет Карпина суть прямое выражение его карьеры игрока, персональное наследство. Ему нравится демонстрировать свою решительность. Не в смысле «показательных выступлений», нет: self-made man Карпин просто по натуре своей бескомпромиссен и вполне самостоятелен. У него всегда наготове оригинальная (как минимум с точки зрения общественного мнения) позиция. Например, после матча с «Сибирью», который «Спартак» выиграл со счетом 5:3, тренер заявил: «Это была худшая игра сезона из последних четырех. Даже несмотря на то, что мы все их проиграли, а эту выиграли. Думаю, это произошло потому, что многие поплыли физически, поскольку тяжело играть столько матчей при такой сильной жаре». Карпина можно, пожалуй, назвать адептом атакующей модели игры, что совершенно неудивительно: его взгляды на футбол сформировались под влиянием Олега Романцева, а «Спартак» Романцева являлся носителем ярко выраженной атакующей модели. Нельзя сказать, что при Карпине красно-белые ощутимо прибавили в организации обороны — эта «мозоль» как была больной, так ею и остается. Но общий уровень командного взаимодействия тренер, безусловно, поднял, перенеся «центр тяжести» в середину поля и на острие атаки, где правят бал спартаковские бразильцы.
Леонид Слуцкий представляется человеком более осторожным и взвешенным. И гораздо более, чем Карпин, зависимым от обстоятельств (в том числе — и от окружения). ЦСКА Слуцкого выглядит командой без откровенно слабых мест. Потому что, во-первых, кадровые возможности армейского клуба достаточно высоки, а во-вторых, тренер умеет донести свои мысли до каждого из находящихся в его распоряжении игроков. Это дано далеко не всем специалистам. Рациональное отношение к футболу сформировалось у Слуцкого уже в ходе работы с командами премьер-лиги («Москва», «Крылья Советов»). Одна из версий, согласно которой Леонид Викторович в свое время покинул «Москву», примерно так и сформулирована: дефицит зрелищности (прямо-таки «Реал» и Дель Боске!). «Самое главное — результат, — вот его кредо. — Если он будет достигнут с помощью не очень эмоциональной и зрелищной, скучной игры — мы согласны».
Интеллигентность, вполне вероятно, накладывает на творческие возможности Леонида Слуцкого определенные ограничительные рамки. Он считает, например, весьма нежелательными резкие движения во взаимоотношениях с игроками. «Если бы завоевание титулов означало тяжелые отношения с игроками, которые Олег Романцев в свое время обозначил термином “резать мясо”, то, наверное, я бы не сделал выбор в пользу титулов, — сказал Слуцкий в одном из недавних интервью. — Может быть, это и делает меня человеком без титулов, по крайней мере на данном этапе. Но буду надеяться, что это не так. Работа в ЦСКА даст ответы, поскольку в “Крыльях” или “Москве” титулы было выигрывать крайне сложно».
Вполне возможно, что эту педагогическую платформу молодому тренеру еще предстоит скорректировать. Тренеры без титулов никому не интересны.
Из еженедельника «Спорт день за днем» №29 (28 июля - 3 августа)