Как известно, несколько дней назад на Ждановской набережной в Хоккейном дворце СКА произошло ЧП. Отец игрока команды СКА-1995 Сергей Терехин устроил стрельбу из пневматического пистолета после матча СКА — «Форвард». По существующей информации, произошел конфликт между тренером и отцом игрока. В итоге пострадал голкипер Щеднов, которому пуля попала в плечо и руку. Досталось и тренеру, его ранило в живот. Подобный инцидент не сошел с рук хулигану. По мнению президента федерации хоккея города, его ждет серьезное наказание. Корреспондент «Спорта» дозвонилась до Виктора Евтухова и убедилась в серьезности намерений лично.
— На такие вещи необходимо адекватно реагировать. Прежде всего органам правопорядка. И они отреагировали. Хотя поначалу, насколько мне известно, были некоторые сомнения, возбуждать уголовное дело или нет. Но в конце концов прокуратура дала согласие, и дело сдвинулось. Более того, оно получило общественный резонанс: о том, что случилось в Петербурге, стало известно всей России. И это очень хорошо.
Дело в том, что произошедшее во Дворце на Ждановской набережной — далеко не первый случай родительской агрессии, беспредела, если хотите. Неадекватное поведение родителей на спортивных соревнованиях, матчах детских команд встречается, к сожалению, довольно часто. Родители позволяют себе кричать на судей, тренеров. Порой доходит дело до рукоприкладства. Папы и мамы подстрекают своих чад — подростков лет 12–13 — на драки на площадке. Именно поэтому последний случай, когда родитель-болельщик разрядил свои эмоции уже с помощью пистолета, пусть и травматического, не должен оставаться безнаказанным. Ведь только по счастливому случаю никто серьезно не пострадал.
Со своей стороны, надеюсь, что все региональные отделения ФХР отреагируют на случившееся должным образом. Мы очень серьезно занимаемся этим вопросом. Во-первых, у нас постоянно проходят семинары по повышению квалификации судей. Ведь они своими неумелыми, непрофессиональными действиями могут порождать такую агрессию. Иногда арбитрам следует заранее погасить страсти на площадке, может, где-то поговорить с тренерами или пошутить, ведь не стоит забывать, что играют дети. Во-вторых, необходимо усилить охрану, чтобы принимающая сторона могла обеспечить безопасность гостям. И, кроме того, на матчах должна присутствовать полиция или люди из частных охранных организаций.
Мы также будем в ближайшее время менять регламент. Должно быть как в армии. Если звучит команда «Подъем!», то стоит одному солдату замешкаться — наказывается весь коллектив, который заставляют выполнять команду раз пятнадцать. И дальше уже сам коллектив разбирается с тем, кто замешкался и подвел всех. Так вот, перенося ситуацию на хоккей: судьям надо дать право засчитывать технические поражения командам из-за болельщиков, по вине которых происходит нарушение порядка на трибунах. И пускай потом родители, чью команду наказали, внутри коллектива сами разбираются, почему так произошло. Ну а виновным в беспорядках выражают презрение и неодобрение. Когда поступок таких родителей будут обсуждать все — и в Интернете, и в прессе, и на работе, — человек лишний раз задумается, прежде чем что-то сказать или сделать. Когда я в мае принял на себя руководство Федерацией хоккея Санкт-Петербурга, постоянно слышал, что на играх детских команд родители ведут себя безобразно. Мы уговаривали, уговаривали, но, похоже, слов люди не понимают. А ведь общество сегодня стремится вовлекать молодежь в регулярные занятия спортом не только ради укрепления физического здоровья, но и в целях нравственного воспитания. Если этого не понимают их родители, обязанность общества — донести до их сознания существующие моральные нормы и, если угодно, понудить их выполнять.
— И все-таки что ждет родителя, устроившего стрельбу во Дворце спорта СКА?
— Слава Богу, что ни тренер, ни мальчик серьезно не пострадали. Но аплодировать тут нечему, и правоохранительным органам не советовал бы успокаиваться. А если бы пуля попала в голову или в глаз? Сделали бы парня инвалидом. Кроме того, у стрелявшего, насколько мне известно, этот случай — рецидив, он уже привлекался к ответственности. Да, возможно, его наказание не будет связано с лишением свободы, но оно должно быть серьезным.
— Денежный штраф?
— Нет, думаю, посерьезнее. Ведь он стрелял из травматического оружия. И непонятно, с какой стати. Так что может и условный срок получить.
— Кстати, как вы сами относитесь к тому, что у нас так доступно ношение «травматики»?
— Отрицательно. И как юрист, и как заместитель министра юстиции. Считаю, Дума нового созыва должна об этом задуматься. Ведь купить «травматику» сейчас очень легко. И в Москве то там, то здесь ее пускают в ход. И в журналистов стреляют, и в водителей… Такое ощущение, что у каждого в кармане «травматика» и он норовит ее достать. На мой взгляд, надо ужесточать требования к ношению подобного рода оружия.