В первых двух матчах сезона специалисты выявили у «Зенита» несколько проблем. Основными называются следующие: отсутствие необходимого для комбинационной игры движения; нехватка взаимодействия; использование на фланге Кокорина, который там не может раскрыться во всей красе; неопределенность с теми, кто будет в атаке нести главную бомбардирскую нагрузку. Две первые — исключительно вопрос начала сезона, когда время и официальные матчи — главный помощник в поиске оптимальных сочетаний и движению к оптимальным кондициям. Третья и четвертая — вопрос результата творческого поиска тренера, а также эффективности, с которой футболисты проявляют себя на разных позициях.
Но чем дольше продолжался матч с «Локомотивом», чем плотнее сжимались у своих ворот «железнодорожники», тем заметнее и настойчивее напоминала о себе давняя болевая точка «Зенита», которая не поддается лечению еще с зимы 2014 года. А точнее — с момента ухода Романа Широкова. Будь в субботу на поле Халк, возможно, «Зенит» и без всплесков креатива со стороны полузащитников нашел бы лазейку для голевого выстрела. Сыграй с «Локомотивом» Дзюба — наверняка нагрузка на второй этаж защиты «Локо» возросла бы в разы, и количество перешло бы в качество. Но Халка с Дзюбой, как и Жулиано, на поле не было, и «Зенит» продолжал бродить вдоль стен творческого тупика. Об остроте этой проблемы можно было судить еще месяц назад. Когда Мирча Луческу, комментируя уход Халка, обратил внимание на отсутствие индивидуально сильных мастеров и оттого возрастающие требования к коллективному созиданию.
После Широкова, одним движением, хоть из центрального круга, хоть боком или спиной к воротам, отрезавшего всю оборону соперника, на роль главного творца пробовались многие. Файзулин, Шатов, смещался в центр Мигель Данни, предрекали новые функции даже Юсупову. А воз и ныне там. В последнее время главным кандидатом на место у диспетчерского пульта казался Шатов. Пока Олег раскрывается как дриблер, и радует возрастающим диапазоном, одновременно все настойчивее и убедительнее заставляет вспоминать времена, когда у «Зенита» на поле всегда находился мастер, готовый перевернуть ситуацию. Вспоминать Широкова и Зырянова, Радимова и Аршавина, Кобелева и Куртияна. Футболист по фамилии «плеймейкер» был в «Зените» важнейшей фигурой при любых задачах и у разных тренеров. И такой футболист, оказывается, ценен во все времена. Или таких теперь не сыскать?
Мнение
Экс полузащитник «Зенита» Александр Куртиян: Наступает время Шатова?
Один из самых техничных и креативных игроков «Зенита» в новейшей истории считает, что Мирче Луческу есть из кого выбирать на роль главного созидателя.
— Проблема последнего паса у «Зенита» возникла еще когда ушел Роман Широков, — говорит Куртиян. — Но вскоре появился Андре Виллаш-Боаш и вопрос потерял актуальность. При португальце ставка в атаке делалась на индивидуальные качества игроков — скорость, напор, дриблинг. С Халком и Данни «Зенит» не так зависел от передач из глубины.
— Теперь ситуация изменилась?
— Мы пока видели только два официальных матча. Допускаю, что через несколько туров на поле будет совсем другой «Зенит». Выйдут на поле Мак и Жулиано, возможно, повятся еще новички. Акценты в игре могут поменяться. И, кстати, в отзывах о Жулинано я видел, что у него как раз есть качества плеймейкера.
— Давайте пока все же о тех футболистах, кто у Луческу играет. Среди них есть способные стать новым Широковым?
— Вторым Широковым становиться не надо (улыбается). У каждого игрока набор своих уникальных качеств. Что касается видения поля, склонности к оригинальным решениям, умения исполнить сложную передачу, то в первую очередь это Олег Шатов.
— Но он часто действует ближе к флангу?
— А разве оттуда нельзя выдать острую неожиданную передачу? Это можно делать из любой зоны. Даже из обороны. У Шатова я вижу качества диспетчера и кроме того, потенциал, чтобы стать определяющим футболистом «Зенита». По тому, с каким настроем Олег играет, как уверенно обостряет, есть предпослылки к тому, что это будет сезон Шатова.
— Кроме него потенциальных диспетчеров в «Зените» видите?
— Возможно, еще Артур Юсупов. Он тоже техничен и склонен к нестандартным решениям. Хотя эти качества проявляет пока эпизодически. Но в первую очередь, главным креативщиком считаю Шатова.
— А вообще мастера с широким видением поля и умением одним пасом отрезать всю оборону соперника — товар штучный?
— Скорее — да. Это талант. Способность видеть на поле много вариантов и оригинально их исполнять обычно видны сразу. Другое дело, что для развития таланта нужны опыт и упорная работа над собой. Опыт приходит с возрастом, с ним же у футболиста улучшается техника, поэтому скорость принятия решений и исполнения становится быстрее. Оттого потенциал плеймейкера раскрывается обычно уже в зрелом футбольном возрасте.