Российский футбол застрял на непонятной стадии развития – то ли это социальный проект, то ли профессиональный спорт, который должен хотя бы тянуться к тому, чтобы быть похожим на бизнес. И даже если реформы кому-то кажутся странными, этот управленческий прием тоже имеет право на жизнь – иногда ситуация, доведенная до абсурда, помогает проблеме решиться самой по себе.
Руководство РФС столкнулось с достаточно трудной для себя даже не профессиональной – жизненной ситуацией. Для того, чтобы в нашем футболе произошли ощутимые изменения, которым бы аплодировали вне зависимости от того, обыграла сборная России Испанию или не вышла в плей-офф крупного турнира, может не хватить биологического существования целого поколения.
Страна большая, а регионы не похожи друг на друга, как Соединенные Штаты Америки. В ФНЛ может расти «Балтика» с ее агрессивным маркетингом, выходя в ноль по бюджету своими скромными силами, а в РПЛ выходит «Нижний Новгород», где, похоже, многое будет зависеть от того, привлечет ли губернатор области дополнительные средства. В Краснодарском крае спорт и туризм поднялись так, что не хватает самолетов и поездов, а соседняя Ростовская область притаилась так, что ее и не видно. При этом футбольный клуб «Ростов» буквально творит чудеса: выступает против реформ в футболе при том, что ему-то как раз опасаться нечего: и со «Спартаком» играть будут, и с «Зенитом».
Месяц назад внимательно слушал, как глава Hypercube Питер Нювенхюйс представлял проект помощи российскому футболу и даже делился с ним мнением. Питер не особо спорил – в том числе, когда я заговорил про специфику, человеческий фактор и отсутствие в России профессии «футбольный управленец» как класса. Что он должен был ответить: «Раз у вас все такие странные, не станем ничего предлагать»?
Главное заблуждение – что голландцы, сделав для РФС такой своеобразный аудит с индивидуальным заключением, решат все вопросы за нас. Сейчас, через месяц, десять лет – не важно. Они лишь предложили сервис, пользоваться которым предстоит нам. И, кстати, представили несколько вариантов. «Непродуманно и сыро» – превалирующие комментарии большинства тех, кто читал документы (они в открытом доступе на
Калькировать чей-то опыт – не всегда правильный путь. Датчане считают, что детям необязательно играть на результат и большое поле им тоже не нужно. Хорваты, куда более сконцентированые на футбольном бизнесе, напротив, загоняют детей с 8 лет в 8 на 8 и половину поля, приучая их к требованиям выносливости большого футбола. Можно долго спорить, что лучше подходит России, но инсталлировать автоматом можно лишь hardware – немецкую инфраструктурную историю с региональными центрами подготовки игроков и тренеров. Остальное – философия, в спорте и в жизни. И везде она своя. В конце концов, вопрос в подходе – Польше и Чехии ничего не стоило отменить финальные «пульки» и плей-офф, не получив эффекта. Но они попробовали. Их дело.
Консультанты, вроде Hypercube, не учат играть в футбол и зарабатывать деньги. Они анализируют исходные данные и предлагают некие «стены-потолок», которые могут изменить ситуацию. Как корсеты, помогающие выпрямить позвоночник, но не гарантирующие сами по себе восстановления, в случае, если больной будет пить, курить и носить мешки с картошкой. «Ростов» не хочет новой системы, но ему придется по ней играть, или же выйти из РПЛ и стать участником какой-нибудь Суперлиги, которая принимает в свои ряды им равных.
Есть еще лига, в которой играет теперь недавний участник РПЛ «Тамбов», что вменяется в вину нынешнему руководству РФС. Но прежде чем повесить гибель этого клуба на Союз, почему бы не посмотреть на вопрос под другим углом: ничего страшного, что «Тамбов» погиб сейчас. Гораздо хуже, если подобное повторится, скажем, через пять лет.
К новой системе, какую бы ни выбрали в итоге, придется привыкать. Скорость важна – для того, чтобы сделать Россию лучше, многим великим правителям не хватило жизни. Что говорить о футболе.
Совсем скоро выберут один вариант из предложенных Hypercube и крутиться придется. Чтобы было чем ответить на инициативу Минспорта о потолке зарплат и ужесточению лимита.
Одним из недостатков любого из предложенных Hypercube вариантов считают перегруженный календарь. Но это ли не ускоренный путь к тому, чтобы клубы, не все из которых бедны и беспомощны (все-таки у государства деньги на них нет-нет, но находятся), позаботились о своих взаимоотношениях с бродкастерами, поработали активнее со зрителями, создали лучшие условия на своих аренах, многие из которых достались в наследие от ЧМ-2018. Иначе получается, что деньги, как социальный проект, хотят получать многие, а матчи – в первую очередь с высоким соревновательным содержанием – играть необязательно?
Президенту РФС Дюкову нравится наиболее прогрессивный вариант, лично мне – «Марс 16» (если хотите поспорить, ознакомиться с вариантами можно здесь). Но мы с вами уже знаем, что 16 команд – невозможны, как и полный уход государственного финансирования из спорта. Но этот голландский «кексик» придется съесть в любом виде. А дальше уже все зависит от индивидуальных особенностей организма.
Читайте также
Новый формат РПЛ поднимет российский футбол со дна
Компьютер выберет соперников для «Зенита», чемпионат России с одним матчем «Спартак» – ЦСКА. Чем грозит реформа РПЛ
Фото: РПЛ