Российский биатлон тяжело болен. Деньги Михаила Прохорова никак не конвертируются в большие победы. Второй чемпионат мира подряд наши остаются чужими на празднике жизни. В Ханты-Мансийске россияне наскребли лишь три серебра, в Рупольдинге ограничились двумя бронзами. Эксперты «Спорта» постарались найти свет в конце туннеля и предложили свои рецепты выхода из кризиса.
1. Кто виноват в провале сборной России на чемпионате мира?
Владимир Драчев, четырехкратный чемпион мира:
— Нельзя искать виноватых! Мы же не судим здесь кого-то. По ходу сезона была общекомандная недоработка. Маленько смазчики промахнулись, где-то нарушили летнюю подготовку, в других моментах ошиблись, и вытек такой результат. Биатлон — сложный вид спорта, где результат складывается из множества деталей. Одна маленькая мелочь, и можно испортить весь сезон. Причем я не думаю, что надо все валить на смазчиков. Работа Шипулина — не только хорошо пробежать, но и правильно выбрать лыжи. Каждый спортсмен сам себе кует победы.
Дмитрий Губерниев, комментатор телеканала «Россия 2»:
— Не считаю, что произошел провал. Еще до чемпионата мира я сказал, что если у мужчин не будет медалей, то ничего страшного. Все-таки выступала молодая команда, которая была готова сражаться. Но у кого-то сдали нервы, кому-то с лыжами не повезло. Все равно мужчины идут верным путем к Олимпиаде в Сочи. Что касается женщин, то самоуверенность Вольфганга Пихлера вылилась в результат. Тренер не должен противопоставлять себя всему биатлонному миру, рассказывая, какой он умный, а все остальные только учатся. Пихлеру тоже надо учиться, если он хочет работать в сборной России. Ему надо очень сильно пересмотреть свои взгляды и быть покладистым. Тонко чувствовать своих подопечных, искать к каждому индивидуальный подход. Нам нужно забыть «великое» слово «топ-8», есть только первое, второе и третье места.
Анатолий Алябьев, двукратный олимпийский чемпион:
— Мужская сборная еще себя покажет, а вот в женской команде надо спрашивать с Вольфганга Пихлера. Я считаю, что его надо убирать. СБР не давал развернуться прежним тренерам Толе Хованцеву и Мише Ткаченко, а Пихлеру предоставили карт-бланш. Но результата нет, значит, надо уходить. Очень жалко Ольгу Зайцеву! Зачем она бегала все подряд? Надеюсь, что она все же добегает до Сочи, главное, чтобы ей не мешали. Вообще надо всем (тренерам, руководителям) собраться за круглым столом и жестко поговорить, глядя глаза в глаза. Да, кому-то будет неприятно, но такой разговор необходим! Надо уже делать какие-то выводы, потому что мы выступаем все хуже и хуже.
2. Чьи головы теперь полетят?
Владимир Драчев:
— Какие-то головы должны полететь, но сейчас обвинять кого-то конкретно неправильно. Если считать по мужикам, то сезон был хороший. Осенью были большие потери: Максим Максимов, Иван Черезов, зато замечательно проявила себя молодежь. К сожалению, на чемпионате мира не справились, но не будем их уж так сильно винить. Вольфганг Пихлер? Я считаю, что подготовка женской сборной была неправильная. Были допущены ошибки в нагрузках, и результат оказался хуже, чем был до прихода немца. Пусть теперь руководство СБР делает выводы. Кстати, Михаил Прохоров совершенно не виноват в неудачах сборной России. Где он и где биатлон?! Он уделяет внимание биатлону только два-три раза в год, но зато выделяет деньги. Значит, молодец. А вот на месте исполнительного директора СБР должен быть профессионал, который понимает биатлон. К сожалению, Сергей Кущенко совсем далек от биатлона. Может, ему чем-то другим позаниматься?!
Дмитрий Губерниев:
— Сейчас не стоит рубить с плеча. Нужно меньше болтать и больше работать. Покинет ли Прохоров пост президента СБР? Все ждали его приезда в Рупольдинг, но он почему-то в Германию не приехал. Наверное, были более важные дела. Президентские выборы? Они закончились 4 марта, а чемпионат мира финишировал 11-го. Хотя если ты президент федерации, то должен найти время, чтобы пообщаться с командой, вселить в нее уверенность.
Анатолий Алябьев:
— Я бы вернул Владимира Аликина (бывший старший тренер мужской команды. — «Спорт»). Все-таки Гербулов никогда не занимался лыжами. Он неплохой тренер, но есть люди не хуже. Если Прохоров покинет пост президента СБР, то пусть за ним уходит и вся его команда.
3. Как избежать фиаско в Сочи?
Владимир Драчев:
— Надо собрать всех специалистов и обойтись без взаимных обвинений. Может, нам пока сложно найти Нойнер или Домрачеву, но выступить достойно мы можем. Нельзя без боя отдавать эстафеты! В них мы всегда были не ниже третьего места, а сейчас боремся только за шестерку. Возьмите для примера женскую эстафету. В Ханты-Мансийске неудачу можно было списать на большое количество штрафных минут, но сейчас наши стреляли гораздо лучше, а поднялись всего на одну ступеньку (с 8-го места на 7-е. — «Спорт»). Уровень женского биатлона поднимается, а мы падаем.
Дмитрий Губерниев:
— Я жду решительных действий от Министерства спорта России и СБР. Мужская команда идет абсолютно правильной дорогой. Нужно сохранить тренерский штаб Андрея Гербулова. У женщин надо индивидуально подходить к каждой спортсменке. Разобраться с теми, кто не попал на чемпионат мира, плакал после нагрузок Пихлера. Я не сомневаюсь, что Вольфганг — авторитетный специалист, но его немного занесло на повороте.
Анатолий Алябьев:
— Надо менять какие-то методики, готовить молодых ребят морально-психологически. Не все справляются с волнением на чемпионате мира. И не надо все валить на смазчиков лыж! Пускай лучше посмотрят на свою стрельбу. Конечно, теперь вмешается министр спорта Виталий Мутко. Подождите, он еще надерет им задницу! И правильно сделает.