В преддверии стартового матча сборной России на олимпийском турнире свое мнение о подготовке, составе и первом сопернике нашей команды в интервью «Спорту День за Днем» высказал двукратный олимпийский чемпион, бывший форвард московского «Спартака» и сборной СССР.
Отговорки в пользу бедных
— Евгений Владимирович, перед стартом олимпийского турнира у нашей сборной были запланированы два контрольных матча — с Латвией и Швейцарией. Однако оба были отменены. Были в вашей практике подобные случаи, когда перед Олимпиадой или чемпионатом мира советская сборная не проводила ни одного спарринга?
— Сейчас уже не припомню, бывало ли такое. Но хочу сказать, что контрольные матчи должны оговариваться заранее на уровне национальных федераций. Сейчас, видимо, этого сделано не было. Поэтому не нужно искать никакого подвоха в отказе тех же швейцарцев сыграть с Россией. И претензий к соперникам не может быть никаких. У них свои тренировочные планы, которые они не захотели менять.
— Тот факт, что россиянам придется вступать в олимпийский турнир «с листа», может сказаться на качестве игры нашей сборной?
— Это отговорки в пользу бедных. После того как в состав сборной влился отряд представителей клубов НХЛ, у нас фактически сформировалась новая команда. Она имеет мало общего с теми вариантами, что мы видели на этапах Евротура. Поэтому сборной в любом случае пришлось бы сыгрываться уже по ходу Олимпиады. По именам у нас очень сильная команда, и мастера столь высокого класса должны быстро найти общий язык и вспомнить старые наигранные связки.
— Стартовый матч в Сочи против Словении сборная России проведет спустя три дня после прилета наших энхаэловцев, то есть в непростой с точки зрения акклиматизации и смены часовых поясов временной период. Это создаст дополнительные сложности подопечным Билялетдинова?
— А разве перед другими сборными не будут стоять аналогичные проблемы? Да, у словенцев игроков из НХЛ почти нет, но по классу и силе наша команда намного превосходит Словению. И в поединках с такими соперниками мы не должны даже вспоминать про сложности акклиматизации и смену часовых поясов.
Выбор в пользу Семена
— Капитан российской сборной Павел Дацюк во всех интервью уверяет, что готов на сто процентов. Но можно ли быть полностью в форме, если до этого из-за травмы пропущен целый месяц?
— А знаете, я ему верю. В НХЛ вообще не принято жаловаться на свои травмы и болячки. И если тренер доверяет Дацюку место в составе, значит, хоккеист действительно готов играть. Да, Павел не выходил на лед почти месяц, но едва вернулся в строй, сразу отдал голевую передачу.
— Говорят, что тренерский штаб сборной намерен поставить Дацюка в одно звено с Ковальчуком и Радуловым…
— Думаю, пока рано говорить о тройках нападающих, о преимуществах тех или иных сочетаний в атаке. У тренеров было и еще есть достаточно времени, чтобы попробовать и оценить различные варианты.
— Но согласитесь, что первое звено Овечкин — Малкин — Семин выглядит весьма внушительно?
— По именам действительно впечатляет. Но по своему опыту помню, что в советской сборной все тройки нападающих были сильными, однако в каком-то матче лучше шла игра у одного звена, в другом — у другого. Это ведь и от соперника зависит. Кто-то пытался нейтрализовать конкретного лидера нашей сборной, кто-то лучше оборонялся против целой тройки… Давайте посмотрим стартовые игры российской команды в Сочи, тогда и сделаем выводы, какие связки в атаке выглядят наиболее убедительно.
— Понятно, что у нас есть три равноценных вратаря, и даже сам Билялетдинов признается, что пока не знает, кто сыграет в воротах против Словении. Если поиграть в угадайку, кого выберете вы?
— Я бы на месте Билялетдинова тоже не знал, кого выставить на первую игру (смеется). Поскольку Еременко выступает в КХЛ, его возможности я хорошо знаю. Но также понимаю, что Александр поехал в Сочи в роли третьего вратаря. Поэтому выбирать придется между Варламовым и Бобровским. Лично мне всегда нравилась игра Семена, так что в первом матче олимпийского турнира я бы доверил место в воротах ему. Хотя наверняка в последующих встречах группового этапа — с США и Словакией — голкиперы будут играть по очереди.
Неизвестная Словения и неоптимальная формула
— Хоккейная Словения у большинства российских болельщиков ассоциируется с энхаэловцем Анже Копитаром; может быть, еще более или менее известен другой форвард, Томаш Разингар. Что вы можете сказать о первом сопернике сборной России на сочинских Играх?
— Пожалуй, лишь то, что это команда среднего европейского уровня. И если сравнивать ее с «четвертыми» номерами двух других предварительных групп олимпийского турнира, то и Австрия, и тем более Латвия выглядят посильнее Словении.
— Еще один нападающий словенской сборной Ян Муршак выступает в КХЛ — за ЦСКА. Вам он чем-нибудь запомнился?
— Откровенно говоря, ничем (улыбается).
— Стоит ли ждать от сборной России стартового натиска в поединке со Словенией? И нужен ли он? Может быть, лучше постепенно вкатиться в игру?
— Против такого не самого сильного соперника стартовый натиск нужен обязательно! Необходимо сразу же стараться демонстрировать коллективный и агрессивный хоккей. Если удастся быстро забросить две-три шайбы, легче будет довести матч до разгромной победы. Но если начать с первых минут осторожничать, можно получить шайбу в свои ворота. А это — нервы, которые совсем не обязательно растрачивать в матче с таким соперником.
— Не кажется ли вам, что нынешняя формула олимпийского турнира, когда все двенадцать сборных гарантированно попадают в плей-офф, дает возможность аутсайдерам играть более раскрепощенно? И та же Словения вполне может сотворить в Сочи хотя бы одну сенсацию?
— Допускаю, что на один матч любая сборная из числа аутсайдеров может собраться и добиться победы. А вообще касательно формулы олимпийского турнира хотел бы сказать, что она далеко не идеальна. Понятно, что она максимально подстроена под ограниченную по срокам «командировку» игроков из НХЛ, а также под коммерческие интересы телевидения. Но, на мой взгляд, самый оптимальный вариант олимпийского турнира — круговая система, когда каждый играет с каждым. В связи с этим вспоминаю, как на Олимпиаде 1968 года в Гренобле мы проиграли чехам, однако заняли первое место. Такое возможно только в круговом турнире. Чехи, проиграв канадцам, должны были в заключительном туре побеждать шведов, чтобы стать чемпионами. Но они сыграли вничью, а мы одолели Канаду и опередили чехословацкую сборную.
— Значит, вы в принципе против розыгрыша медалей по системе плей-офф?
— Если судьбу матча, а иногда и всего турнира решает одна дурацкая шайба, то я против такой формулы! Вот, скажем, в Кубке Гагарина случайности исключены, потому что серии состоят из семи встреч. Но на Олимпиаде нет времени играть серии даже до двух побед. Поэтому круговая система, как мне кажется, наиболее объективна и оптимальна.