Не только приятной банковской системой Кипр теперь может заинтересовать россиян. Автор одного из самых важных голов отечественного футбола Дмитрий Торбинский выбрал именно остров в Средиземном море для продолжения карьеры. Но не Торбинским единым представлена российская диаспора на родине богини Афродиты.
Русский «Пафос»?
В апреле 2017 года готовившийся к празднованию трехлетия кипрский клуб «Пафос» запустил процесс взращивания местного гранда практически с нуля. Тогда же в прессе поползли слухи, что президента Христоса Гликеса назначили на этот пост не без одобрения российского бизнесмена Сергея Ломакина. Он личность не публичная, но футбольную «Ригу» тоже подмял под свое крыло, как и «Пафос» теперь.
Антон Евменов тогда дорабатывал последние месяцы в «Зените» и вряд ли подозревал, что к концу года будет заниматься в «Пафосе» практически всем. Бывший руководитель селекционного отдела петербуржцев теперь занимает пост управляющего директора клуба, курируя вопросы финансов, маркетинга, пиара, работы с болельщиками и некоторые спортивные моменты.
Не исключено, что переезд в один из туристических центров острова Торбинского можно напрямую связать именно с Евменовым. Первый русский легионер в истории «Пафоса» не скрывает, что попал на Кипр от безысходности.
— У меня не было вариантов в России, — рассказывал экс полузащитник «Спартака» и «Локомотива» в интервью ТАСС.
Тогда на помощь 33-летнему хавбеку пришел бывший спортивный директор «Краснодара» Алексей Зинин. Пара звонков, и у Торбинского появилась возможность пройти просмотр в столь экзотичном чемпионате.
— Я приехал, потренировался пару недель и подписал контракт. Здесь люди проявили достаточно уважения и показали, что я им нужен. Плюс чемпионат Кипра не уходит на зимнюю паузу, и я буду иметь возможность выйти на поле уже 3 января. Далеко не заглядываю, потому что был пять месяцев без клуба. Хочу вернуться, набрать форму и быть в футболе. Сборная? Ну разумеется, есть цель сыграть на домашнем чемпионате мира, но со Станиславом Черчесовым не общался. Конечно, понимаю, что вернуться так быстро будет трудно, но приложу для этого все усилия, — подчеркнул Торбинский.
Насколько руководство клуба действительно прислушивается к русской речи, сказать сложно. Как сильно игра команды будет зависеть от русских ног, покажет форма Торбинского в начале 2018-го. Но если «Пафос» повторит судьбу нескольких известных иностранных клубов, ведомых российскими бизнесменами и функционерами, хуже не будет точно. В конце концов, тот же АПОЭЛ почти каждый год в еврокубках показывает кусачесть кипрского футбола. Да и АЕК в той же Москве иногда вспоминают до сих пор.
Стадион больше деревни
Стремление Торбинского попасть в сборную России из Кипра не выглядит настолько безумным благодаря двум другим бывшим игрокам «Локомотива»: Николаю Кипиани и Александру Довбне. Черчесов пока их не вызывал, но вот Евгений Бушманов регулярно приглашает футболистов в молодежную сборную.
За основной состав «Локомотива» оба так и не дебютировали, хотя прекрасно знакомы с расцветающими ныне братьями Миранчук и Дмитрием Бариновым. Кипиани и Довбня, в отличие от друзей, выходят на поле не «РЖД Арены», а стадиона «Дасаки» на семь тысяч человек. Учитывая, что в деревенька Ахна, где базируется «Этникос», проживают без малого две тысячи человек, — арена приличная. Правда, большая часть игроков живет в соседнем городе Ларнака, где располагается в том числе крупнейший на острове гражданский аэропорт.
15 минут на машине — и вот тот же Кипиани уже заходит в раздевалку домашнего стадиона. К слову, дальний родственник двукратного обладателя приза лучшему футболисту страны Давида Кипиани сейчас лидирует в гонке бомбардиров своей команды. А вот для лидерства в снайперском противостоянии чемпионата четырех голов в 14 матчах 20-летнему хавбеку недостаточно. У 21-летнего стоппера Довбни голов пока нет, но зато играет он практически без замен. «Этникосу», впрочем, труды россиян помогают не особо. Команда пока замыкает турнирную таблицу высшего дивизиона, а от спасительного 12-го места — четыре очка. Впрочем, чемпионат Кипра играется по любимой системе Леонида Федуна: во второй части сезона команды делятся на две части и в числе равных себе делят путевки в еврокубки и второй дивизион. Так что пока Кипиани и Довбне рано бросать борьбу за выживание.
Предшественник Смолова
Именно эту борьбу в прошлом сезоне проиграл «Анагенниси». Не помогли даже усилия российского форварда Сергея Кундика. В 2012 году, когда мадридскому «Реалу» еще не пришло в голову включить в шорт-лист Федора Смолова, именно Кундика «сливочные» видели в роли русскоязычного парня на своей деревне. Воспитанник «Порту» не перебрался в «Кастилью» только «благодаря» агентам, решившим в последний момент попросить у гранда еще больше денег.
Уроженцу Новосибирска и во втором по величине городе Португалии было неплохо. Выучил язык, вдохновлялся Куарежмой и на русском беседовал с экс голкипером «Динамо» Нуну Эшпириту Санту, приехавшим в «Порту» доигрывать. Если бы не травматичность, форвард мог бы дорасти и до главной команды.
Скитаниями через просмотр в «Спартаке», игру за молодежную команду шотландского «Рейнджерс», набор формы в бразильском «Палмейрасе» и полный комплект португальских клубов Кундик осел на Кипре. Переборовший несколько травм нападающий в последний день августа сменил одну вылетевшую во второй дивизион команду на другую. Теперь 22-летний россиянин выступает за АЕЗ, получая внимание скаутов португальских и более крупных кипрских клубов. Возможно, следующим летом быстроногий обладатель российского и португальского паспортов перейдет в куда более заметный из России клуб.
Захотел — не выплатил зарплату
Мог бы на Кипре выступать и еще один легионер из России, но обстоятельства сложились иначе. Павел Игнатович в итоге сыграл за «Эрмис» лишь матч, проведя в чемпионате Кипра 68 минут. Как воспитанник петербургского «Локомотива», игравший за «Зенит» вместе с Малафеевым, Широковым и Денисовым, — история обыденная. Скауты, просмотр, контракт. Из-за последнего, к слову, Игнатовичу и пришлось разрывать все связи с «Эрмисом» и свободным агентом уходить в «Тамбов».
— Клубом руководил нефутбольный человек, — вспоминал ленинградец в интервью Prof Sport Company. — Он не понимал, что и как нужно делать. Я впервые увидел, что у команды нет доктора и массажиста, что если что-то болит — надо ехать к частному врачу. Вышло так, что после подписания контракта мне его очень долго не отдавали. Я подписывал контракт и дополнительное соглашение: у них на Кипре есть официальный заработок для налоговой декларации (небольшая сумма, вписанная в контракт) и неофициальный — деньги, прописанные в допсоглашении. В этом и была самая большая загвоздка: когда настало время платить, они стали платить по контракту, а не по допсоглашению. К тому же руководитель мог заплатить, а мог и не заплатить — и на это повлиять невозможно, — не стеснялся вспоминать 28-летний полузащитник.
В ФНЛ, где сейчас играет Игнатович, тоже бывают проблемы с выплатами зарплат. Да и о «серых» финансовых схемах периодически всплывает информация в прессе. Но пока родные российские газоны-болотца игрокам приятнее кипрских пляжей и натуральной травы. Посмотрим, что будет через пару-тройку лет.