• Нападающий ФК «Рига» Андрей Николаев: На моем переходе сделали деньги

    17.06.07 16:01

    Нападающий ФК «Рига» Андрей Николаев: На моем переходе сделали деньги - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Экс-зенитовец Андрей Николаев нынче играет в чемпионате Латвии. Однако домой нападающий выбирается регулярно и о положении дел в «Зените» осведомлен прекрасно. О своей жизни в Риге, тяготах в первом дивизионе и нынешнем пути «Зенита» Николаев рассказал в интервью «Спорту».

    В Риге отдыхаю душой

    – Андрей, как получилось, что вы оказались в Риге?
    – Все началось в прошлом году, когда из «Сибири» благополучно убрали Анатолия Давыдова и на его место пришел Дмитрий Радюкин, который до этого ему помогал. Он мне сказал, что даст возможность показать себя на первом сборе. Поехали мы в Турцию, там просматривали всех подряд, а вот на меня особо не смотрели, хотя я сыграл два матча и забил два гола. А потом тренер сказал, что не видит меня в команде, у него якобы другие взгляды на футбол. Я резонно поинтересовался, почему же мне нельзя было сказать об этом перед сбором. А так прошел январь, все клубы уже определились с футболистами, начали наигрывать состав. В общем в итоге получилось так, что я целый месяц пробыл в Питере без команды, сам с собой тренировался. Но у меня была договоренность с генеральным директором «Сибири», что если они мне никакого варианта не найдут, то я останусь у них. И были у меня такие мысли, что на последний сбор я поеду с «Сибирью», потому что особых вариантов не было. Точнее, были – к Викторычу (Давыдову. – «Спорт») в «Текстильщик» или в «КамАЗ», но по зарплате никто не брался. А потом вообще получилась патовая ситуация, потому что мне надо было уже за кого-то заявляться, а «Сибирь» все же решила от меня отказаться. Но тут появился альтернативный вариант: у клуба был спонсор, который начинает бизнес-контакты с Ригой, и есть возможность поехать играть за ФК «Рига». Я поехал к ним на сбор, потренировался. Они мне гарантировали такие же условия, как и в «Сибири», только тут у меня будет игровая практика. Про Ригу от друзей был наслышан – город классный. Ну вот и приехал, начал играть. Команда здесь со­бралась неплохая, пацанчик есть из Москвы – Димка Скобляков, которого я знал раньше, есть пацан из Питера Андрюха Агафонов, я с ним пересекался давно, еще когда играл «по юношам» в «Звезде».

    – Но у вас по-прежнему действует контракт с «Сибирью»?
    – Да, в этом году заканчиваю сезон с «Ригой» и становлюсь свободным агентом. Посмотрим, как сезон отыграю…

    – А если «Рига» предложит остаться?
    – Я всегда открыт для каких-то предложений. Я посмотрел уже, что такое наша первая лига, и туда мне ехать больше не хочется. Может быть, там и можно заработать большие деньги, но в прошлом году с «Сибирью» я с этими перелетами чуть не сошел с ума. Очень тяжело психологически: не видишь семью, сидишь постоянно на карантинах, летаешь туда-сюда. Тот год меня так ужасно вымотал, сейчас здесь просто отдыхаю. Конечно, бывают и напряженные дни, но вообще – одноразовый режим тренировок, никаких сборов, вечером заехал на карантин, переночевал, на следующий день игра. И пусть здесь нет сумасшедших денег, я тут отдыхаю душой.

    Хотим стать бронзовыми призерами

    – Если говорить об уровне латвийского чемпионата, то это сравнимо с первым дивизионом России?
    – Команды типа «Урала», «КамАЗа», «Торпедо», «Шинника» были бы здесь на голову выше всех. В Латвии есть несколько команд – «Вентспилс», «Сконто», «Металлург» из Лиепаи, «Рига», которые могут что-то кому-то противопоставить. В нашей первой лиге они были бы в десятке. А вот «Даугава», «Динабург» вылетели бы во вторую лигу.

    – С чем связан нынешний взлет «Риги», ­которая последние годы барахталась внизу ­таблицы?
    – Видимо, грамотная селекция. Мое мнение, что пришли в команду люди, которые расшевелили болото, которое было. Просто до этого здесь работали люди, которые изначально готовились бороться за низкие места. А сейчас появились игроки из Вентспилса, Лиепаи, которые привыкли бороться за первые – третьи места, плюс мы со Скобляковым. Посмотрели на уровень здешних команд, поняли, что не надо никого бояться. Мы так чемпионат и начали – сыграли со всеми лидерами на такой волне. Выигрывали – и вылезли на второе место. Поменялась и психология в команде. Пришел новый тренер – грамотный, людей меняет постоянно, чтобы никто не уставал.

    – Задача на сезон есть?
    – Изначально была задача попасть в четверку, в еврокубки. Но сейчас меняются хозяева, приходят люди из Москвы, и они хотят, чтобы команда стала бронзовым призером. И я считаю, что это вполне по силам. Если будут вливания в команду, если приедет пара хороших футболистов, то это реально.

    – Инфраструктура «Риги» на достойном уровне? Стадион? База?
    – Насколько я понял, здесь есть только три клуба – «Сконто», «Вентспилс» и «Металлург», у которых структура крепких европейских команд. У них есть все: хорошие стадионы, тренировочные базы, восстановительные центры. У «Риги» же очень старый стадион, трибуны в таком состоянии, что могут упасть в любой момент. Здесь все только строится, потихоньку, по ступеньке. Так что годика через два, если все делать грамотно, у команды будет хорошая инфраструктура.

    – А с бытовыми проблемами не столкнулись?
    – Был «головняк» с оформлением временного вида на жительство – очень много бюрократии, оформление бумаг… А так квартиру снял за пять дней, живу почти в центре Риги. С досугом тоже нет проблем. Я люблю русский бильярд, нашел хороший клуб – хожу туда.

    Уйдя из «Зенита», сделал ошибку

    – В Питер часто удается выбираться?
    – Ну вот недавно был шесть дней, может, скоро еще на пару дней выберусь. Просто эти дни пролетают в таком режиме, что даже не понимаешь – были выходные или нет. Очень много дел всегда…

    – Если бы вы тогда не ушли из «Зенита», ваша карьера сложилась бы иначе?
    – Не знаю, как бы сложилась моя карьера, но по истечении трех-четырех лет я все проанализировал и понял, что сделал ошибку, уйдя из «Зенита». Даже не потому, что мог бы вытеснить из «основы» Кержакова или Аршавина, а просто потому, что мог быть в команде, которая на тот момент была наголову профессиональнее, чем та же ­«Москва», бывшая тогда в стадии становления, ее возглавлял тренер, которому нужен был мгновенный результат. И если бы я побыл в «Зените», поварился бы во всем этом, то это пошло бы мне на пользу. Никуда бы я не делся, ну ушел бы в аренду, но в любом случае значительно прибавил бы.

    – Ведь наверняка от ухода отговаривали…
    – Отговаривали, конечно. Но я пацан был, эмоции кипели. Кто-то шепнул что-то на ухо. Не хочу сваливать все на своего агента. Он ведь выполнял свою работу – хотел заработать денег. Он меня подтолкнул, грамотно мне «напел»… Но это я потом уже все проанализировал, узнал все об этой ситуации. Было, конечно, неприятно, что на моем переходе люди сделали деньги. Но в следующий раз буду умнее, буду слушать людей, которые ко мне нормально относятся. Потому что если бы тогда послушал Бориса Завельевича Рапопорта, который желал мне добра, то из «Зенита» не ушел бы.

    – Какие воспоминания о работе с Властимилом Петржелой?
    – Могу говорить только про 2003 год. У меня в памяти Петржела сохранился человеком, который оценивал футболиста как он есть. И говорил все, как есть, в лицо, на своем ломаном русском, как уж ты его поймешь. Мне было с ним легко – я мог сказать все, что думаю, он мог сказать, что он думает. И у нас с ним был разговор, когда я собрался уходить. Он сказал, что будет делать все возможное, чтобы я остался. Но когда решались мои вопросы с контрактом, Петржела уехал в отпуск. А когда вернулся, очень удивился, что Николаева уже нет. Для меня Петржела навсегда останется человеком, который дал мне хоть маленький шансик поиграть в премьер-лиге. И я ему за это всегда буду благодарен.

    – А если бы он сейчас позвал вас к себе в ­команду?
    – По крайней мере, у меня было бы к этому предложению положительное отношение. А в дальнейшем при решении деталей многое зависело бы не от меня.

    Питерской молодежи не дали шанса

     

    – В «Зенит» хотели бы вернуться?
    – Конечно, хотел бы. Но где сейчас «Зенит», а где я… Я уже уехал из Питера, хотя случаи возвращения, конечно, были.

     

    – Ну да, Радимов – отличный ­пример...
    – Всякое возможно. Но «Зенит» уже перестроился. В моем представлении сейчас Питер разбился на два лагеря: в одном те, кто хочет, чтобы команда стала чемпионом, причем, как говорится, по-любому, в другом – те, кто помнит «Зенит» 2001–2003 годов, когда пацаны не получали больших денег, но играли в футбол. Пусть он был бесшабашный, детский, но интересный. И люди ходили на него, расстраивались, что нет призовых мест, но им нравился ­футбол.

    – Многие болельщики сейчас говорят, что из «Зенита» вообще уходит питерский дух. Вы с этим согласны?
    – Согласен, к сожалению. Например, убрали из команды Николая Ларионова… Это нехорошо. Когда молодые видят, как относятся к истории клуба, к людям, которые становились чемпионами, у них сразу все ломается в сознании. Они будут знать, что какими бы хорошими футболистами ни были, все равно возьмут человека из «Спортакадемклуба», заплатят за него и будет играть он. В Питере убили пласт молодежи. Ребятам не дали шанса, отправили в аренду в первую лигу. Думаю, они больше получали бы для себя, выходя в «Зените» на замену на 15 минут. А в первой лиге сейчас такая рубка, что они в юном возрасте могут сломаться психологически.

    – В команде собрали зрелых профессионалов, пригласили тренера с мировым именем. Удастся добиться желанного результата?
    – Что до Адвоката, то его пригласили как какого-то мессию. На мой взгляд, он временщик, который ни за что не отвечает. Не получится – возьмет свои миллионы и уедет – спасибо, до свидания, приятно было поработать. Что ему до Питера… Вот чем подкупил Петржела – когда приехал, влюбился в город, хотел здесь что-то сделать. Я, правда, не исключаю, что «Зенит» станет чемпионом, но ведь это не конечная цель. Надо смотреть в будущее.

    Рига – Петербург

    B тему

    В сезоне–2003 пять зенитовцев, помимо Николаева, превратились из дублеров в футболистов основного состава. «Спорт» напоминает, как сложились их судьбы.

    Константин Лобов

    В 2004 году ушел из «Зенита» в «Луч-Энергию». Вместе с новым клубом поднялся в премьер-лигу и сейчас периодически выходит на поле.

    Владимир Быстров

    Покинул питерский клуб в 2005-м, перейдя в московский «Спартак». Является основным игроком сборной России.

    Игорь Денисов

    До сих пор выступает за «Зенит». В чемпионате-2007 принял участие во всех матчах, чаще выходя на поле с первых минут.

    Олег Власов

    Выступал за «Зенит» до середины прошлого года, а затем перебрался в «Сатурн». Получил серьезную травму и только в 12-м туре провел первый матч в текущем чемпионате.

    Дмитрий Макаров

    В 2005 году ушел из питерской команды в «Амкар». Провел в Перми один сезон, а затем завершил карьеру из-за хронической травмы.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»