В моем архиве есть снимок, сделанный с экрана телевизора. На нем Владимир Алешин, Виктор Понедельник, Николай Толстых и автор этих строк. Надо ли представлять первых троих поклонникам футбола? Каким образом я оказался в столь уважаемой компании?
Да, все очень просто: в телепрограмме «Диалоги о футболе», которую вел Александр Вайнштейн, шли дебаты кандидатов на пост президента Российского футбольного союза. Конечно, с моей стороны было авантюрой, а кому-то казалось даже наглостью соревноваться с самим директором «Лужников», знаменитым центрфорвардом и родоначальником ПФЛ. Впрочем, я и не соревновался. И мои друзья-оппоненты тоже.
В ту далекую зиму 1998 года Вячеслав Иванович Колосков был неприступен, как скала. Созданная им вертикаль власти — аппарат да опричники на местах держали клятву верности и вставали стеной на пути любого человека, даже самого искреннего в своих устремлениях поменять хоть что-то к лучшему в российском футболе.
Правда, спустя 6 лет, когда свой голос подал Кремль, опричники дружно сдали своего воеводу, без зазрения совести присягнув на верность другому хозяину.
По-человечески, Вячеслава Ивановича было жаль. Не он ли растил, поднимал, лелеял тех людей, не ему ли пелись в ответ сладкие речи? Но, значит, не тех растил, не тому учил, не на того ставил. Как аукнется…
Да и не об этом я сейчас. Вот поднял из пыли свою программу кандидата в президенты-98: десяток листочков пожелтевшей бумаги, напечатанных электрической машинкой. Читаю и улыбаюсь — какими же наивными были мои представления о будущем футбола в некоторых вопросах. Сборная, коммерция, трансферы — ну, куда я лез со своими советами и предложениями? Какие примитивные рычаги предлагал я для управления нашим футболом! Хотя все мы умны задним числом. Вспомните себя 12-летней «выдержки». Предвидели ли вы такое развитие страны? Многим ли из вас чудилось сегодняшнее: мощный денежный приток в спорт, и в футбол в частности, солидные инвестирования в строительство спортсооружений, содержание команд, заработную плату тренера сборной. А кто предвидел, как живо выползут на свет в то время теневые «жучки» и, превратившись в солидных агентов, станут диктовать свои условия хозяевам клубам? Да и нынешние фанаты это не только дерущаяся шпана, а организованная сила, способная если не убрать неугодного тренера, то, по крайней мере, держать его под психологическим прессом, вынуждающая заигрывать даже самых несговорчивых боссов.
Так что простим мою наивность. Да и озвучивая тогда свою программу, я все-таки напирал на то, что было моим коньком — детский футбол. Ну и куда мы ускакали за эти 12 лет? Если говорить об искусственных футбольных полях, то резво и далеко. Теперь, слава богу, мы не испытываем проблем с местами проведения соревнований. Времена, когда мальчишки весной и осенью по щиколотку в грязи гоняли мяч, ушли. Проще стало и с учебно-тренировочным процессом. Жаль только, что сам процесс вести некому. Дефицит грамотных детских тренеров не уменьшился. Грамоте ведь никто не обучает, нельзя же всерьез воспринимать курсы, рассчитанные на 20–30 часов, после которых вручаются удостоверения категории «С» — получай, езжай, твори. Вы бы отдали свое дитя на обучение, скажем, учителю истории с таким вот скороспелым образованием? А тренер ведь, кроме умения бить по мячу, и педагогику должен знать, и о психологии иметь представление, и откуда что и как растет в детском организме тоже ведать. Так что не поле, а полевые командиры главное в успехе нашего футбола. Тем, кто действительно тянется к большим и светлым знаниям, можно предложить учебу в высшей школе тренеров. Но только если они вытянут финансовую нагрузку. Не случайно сплошь да рядом в студентах ВШТ нынче выходцы из большого футбола, сумевшие сколотить кое-какой капиталец. Но кошельком ведь не измерить степень таланта будущего тренера.
Вот звонит мне из Волгограда Сергей Анучин, толковый тренер «Олимпии»: годы уходят, хочу расти, нужно образование. Где найти деньги? На мой взгляд, вопрос должен звучать иначе: где найти качественное обучение за приемлемую цену? И адресоваться в Российский футбольный союз, в уставе которого обязательной строкой прописано обучение тренерского корпуса. Вот под боком жаждущее живой работы объединение отечественных тренеров Михаила Гершковича. Специалистов там море — любой квалификации, большинство без работы. Кому, как не им, передавать свой практический опыт, учить молодежь? В Германии такой же союз тренеров уже многие годы выполняет заказ по воспитанию тренерского резерва федерации футбола, которая щедро оплачивает работу.
«Мне кажется, институт тренеров юношеских сборных неверно формируется с самого начала. Главными тренерами юношеских сборных являются в подавляющем своем большинстве люди, не имеющие никакого опыта работы в командах мастеров. Да и практически их работа ограничивается примерно 3 месяцами в год (краткосрочные сборы и турниры). А остальные 9 месяцев тренер в лучшем случае — чиновник. Как же тут сохранить профессионализм (которого и так маловато)? И почему тренерами сборной работают обязательно москвичи? Талантливые молодые наставники есть и на периферии».
Ну, как сегодня писано, верно? А ведь это из той же программы прошлого века. Что изменялось? Вот пришел в одну из юношеских сборных Игорь Симутенков. Прекрасный в прошлом футболист, отличный парень, сил, желания хватало. А вот опыта — никакого. Ему бы дядьку, хотя бы на финальный турнир, каким при Колыванове Никонов был, когда они чемпионат Европы выиграли. Но никто в РФС не догадался отправить Симутенкову подкрепление. Итог — досадный проигрыш сборной, уход с поста по собственному желанию честного, совестливого человека. Да и другие наставники сборных, разве они не на собственных шишках учатся? Только дороговато обходится эта учеба — и для психологии самих тренеров, игроков и для репутации российского футбола.
А случай с Леонидом Слуцким? Он, считай, еще лет 10 назад был идеальным тренером для юношеской сборной: готовил для нее игроков, громил столичные команды, но его кандидатура даже не всплывала. Есть и сегодня таланты за кольцевой дорогой.
«И, наконец, о 3-м дивизионе. Его необходимо передать под начало РФС или ПФЛ с придачей функции МОЛОДЕЖНОГО и ограничить возраст выступающих там футболистов».
Вон с какой колокольни лет была видна необходимость проведения молодежного чемпионата страны. Но нет пророка в своем отечестве. Только когда еще не опальный Гус Хиддинк сказал, что нужен такой чемпионат, тут у всех глаза и открылись: команды премьер-лиги забиты легионерами, первого дивизиона и второго — возрастными футболистами (они здесь не при чем, они тоже хлеб свой должны зарабатывать), а куда деваться тысячам выпускников 17–18 лет, которых штампуют спортивные школы? В дубль? Но он только в премьер-лиге, да и там на пересидке те, кому за 20. Значит, даешь молодежный чемпионат? Недавно пришел ко мне обсудить эту тему Максим Мотин, один из руководителей ФК «Москва», говорит: в «Локомотиве» такого же мнения, в других клубах, будем создавать. Но почему не РФС, ведь это его проблема.
Про «Кожаный мяч» в моей программе было немного. Тогда он был скорее мертв, чем жив. А о мертвом знаете как… Сейчас популярный турнир встряхнулся, посмотрите отсчеты — сотни тысяч команд, миллионы играющих, а какие финалы замечательные проводятся! С подключением РФС началась борьба с подставками. Нынче сняли с розыгрыша за такое прегрешение сразу 10 команд, в одной из которой играл отрок 19 лет (!). Но что-то мешает аплодировать. Может потому, что знаешь, как в 1964 году, объявляя об открытии «Кожаного мяча», газета «Пионерская правда» назвала его не ТУРНИРОМ, а КЛУБОМ. А между этими двумя понятиями, согласитесь, разница огромная. Идея была не в ТУРНИРЕ, участие в котором для тех самых миллионов начинается и завершается одним-единственным стартом в году, а именно в работе КЛУБА — ежегодной, ежечасной, с большим набором турниров, с обучением юных арбитров, подготовкой тренеров-общественников, с настоящей, а не «галочной», для отчетов, работой.
Сегодня, увы, организация «Кожаный мяч» юридически даже не входит в РФС. И не может там быть по той простой причине, что бренд, по сути, принадлежит частной организации. У меня такое впечатление, что все эти годы в РФС просто не знали, что же делать с этим несчастным дитем — долгое время оно именовалось «Даноном», теперь вот рядом с «КМ» вдруг приклеилась «Coca-Cola». На одном из исполкомов РФС сей факт вызвал возмущение, а президент Виталий Леонтьевич Мутко долго пытал подчиненного: за сколько же продано иностранной фирме право красоваться рядом с величайшим брендом многих поколений советских и российских футболистов? Оказалось, за 5 миллионов рублей… Любой здравомыслящий коммерсант зальется веселым смехом. Только грустно — это соглашение рассчитано еще на один год…
Вконец запутавшись, кто-то предложил передать проведение турнира «Кожаный мяч»… Ассоциации мини-футбола. Слов нет, наши мини-футбольщики свое дело знают: проекты «Мини-футбол в школы», «Мини-футбол в вузы» претворяются в жизнь блестяще. Но передать «Кожаный мяч» мини-футболу — это все равно, что перевести, к примеру, хоккей с шайбой под юрисдикцию хоккея с мячом. Такое и в голову, пусть даже самую горячую, не придет, ведь верно?
Скажете, критиковать легко? Тогда послушайте, что бы сделал я. Собрал бы через пару месяцев после 3 февраля в Москве учредительную конференцию клуба «Кожаный мяч». Президент у него есть, и лучшего не придумать — замечательный футболист, тренер, великолепный человек Никита Павлович Симонян. На той же конференции, как это было раньше, сформировали бы настоящий рабочий штаб. Точно такие же штабы создали бы сначала в республиканских, областных, а потом и поменьше статусом городах и районах. Вот вам и тягач, который потащит за собой не один турнир, хотя и хороший, а всю заботу о детском, первичном футболе. Тут же предвижу вечный вопрос — а где деньги взять? Да не деньги важны в этом деле, а люди. Кто дело любит, разумеет, живет им, того эта проблема не остановит.
«А ДФЛ дает первые свои результаты — вот Сережа Котов уже играет в первом дивизионе. Хорошие перспективы у Стрелкова («Лада»), Рогочего («Ростсельмаш»), Айларова, Засеева («Автодор»), Гибадуллина (КАМАЗ)… Основа сборной юношеской страны из игроков 1982 года рождения вся прошла турниры ДФЛ. Значит, мы состоялись? За все 5 лет существования лига, по сути выполняющая госзаказ, от самого государства не получила ни копейки. Как, впрочем, и целевых от самого РФС. Живем исключительно на подаяния».
Нам уже 16 и, слава богу, в 2002 году мы нашли отличного партнера — нефтяную компанию «ЛУКОЙЛ», которая и помогает нам оставаться на плаву. Три года назад начали работать вместе с ОАО «РЖД» и ФК «Локомотив» над масштабным проектом «Локобол». Что же касается РФС, то в конце 2009 года нам торжественно объявили долгожданное: вас включили в календарный план с финансированием. Поинтересовались суммой — аж 720 тысяч рублей! Ближе к весне вздохнули — 360, кризис… Потом 180… А когда пришло время мальчишкам выйти на поле, стыдливо потупили глаза: только кубки, дипломы, да и то — если выбьете.
Я читаю свою 12-летней давности программу с двойным чувством. С одной стороны, конечно, наш футбол сделал заметные шаги вперед. «Бронза» сборной на чемпионате Европы, успехи женских команд, юношеской, победы ЦСКА и «Зенита» в кубке УЕФА… Стадионы новые строятся, бюджет клубных команд растет, заметно улучшилась учебно-тренировочная база, опять-таки сотни искусственных полей…
Но почему-то, глядя на эти пожелтевшие листочки программы кандидата в президенты РФС, мне грустно. Может потому, что так и не удалось многого сделать, реализовать себя? А может просто потому, что стал на 12 лет старше?
Но мяч, как сама жизнь, катит вперед. Поспевай, новый президент РФС, коли дан шанс. И не забывай про футбол в «коротких штанишках».
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №2 (20-26 января 2010 года)
Использование материалов еженедельника «Спорт день за днем» без разрешения редакции запрещено.