Фигурное катание — визитная карточка спортивной России. Хотя в этом виде программы Советский Союз дебютировал довольно поздно, лишь в 1960-м году. Впрочем, не стоит забывать о подвигах Николая Панина-Коломенкина, «до эпохи исторического материализма», как изящно выражался Остап Бендер.
В американском Скво-Велли-1960 наши мастера одиночного катания не выступали. Танцы на льду появятся на Олимпиадах значительно позже. Парное катание — исконно наш вид, два дуэта в США и выступили. То было начало исторического противостояния. Которое продолжается и по сей день, ведь фигурное катание мало изменилось за полвека лишним. Постараемся вам это доказать.
Жены, сестры и любовь
В Скво-Велли столичная супружеская пара Нина и Станислав Жук заняла 6-е место. А питерская семья Людмила Белоусова и Олег Протопов — 9-е. Поклонники быстренько окрестили ведущую пару Жуками — сравните с современными Рыжиками, Батарейкиными итд. Фантазия болельщиков тогда рботала в том же направлении. Так вот, Жуки победили во внутреннем неофициальном первенстве, но совсем не на том уровне, о котором мечтал Станислав Алексеевич, амбициозность которого, спустя годы, войдет в поговорку во всем мире, когда он станет знаменитым тренером, пестующим чемпионов. А пока — далековато от пьедестала. Впрочем, все впереди? Тем более, что все четверо — практически сверстники. Однако нет, Нина и Станислав переходят на тренерскую работу.
А Людмила и Олег под руководством тренера Игоря Москвина покоряют мир на Играх-64 в Инсбруке, о чем, признаться, дома никто и не мечтал, надеялись на медаль, но не победу. Тренер Станислав Жук успел вырастить конкурентов питерскому дуэту в составе Александра Гаврилова и ... собственной младшей сестры Татьяны. Сейчас тренеры идут другим путем, ставя на коньки дочерей, но это потому, что сестры есть не у всех.
Какая там конкуренция, Жук-Гаврилов лишь 5-е. Страшный удар по самолюбию их наставника! В гневе он меняет партнера сестре и появляется дуэт Татьяна Жук — Александр Горелик. Тщетно! Наступает эра сказочного по красоте катания дуэта Белоусова-Протопопов! Изумительные скольжение и пластика, музыкальность, артистизм, выразительность! Их программы — о любви и они доносят понимание этого до каждого зрителя. Петербуржцы непобедимы 4 года олимпийского цикла на мировых и европейских первенствах. Тогда ведь были еще и оценки за артистизм и строгие судьи щедры были на шестерки. Жук-тренер понимает, что в этом компоненте бороться с заклятыми соперниками бессмысленно и предельно для того времени усложняет программы своей пары.
На Играх в Гренобле-68 Людмила и Олег триумфально побеждают. Татьяна Жук, ставшая к этому времени еще и Шестерневой (вышла замуж за великого советского футболиста, еще и одноклубника по ЦСКА) с Гореликом — вторые, но отстали безнадежно. А в питерский дуэт просто влюбляется вся планета. Ветераны, а им за 30, покидать лед не собираются. Станислав Жук не намерен сдаваться. Замечу в скобках, что на этой Олимпиаде, наконец-то, выступили и наши одиночники. Ожидаемо лавров не снискали — первый блин комом.
А в следующем сезоне — буря сенсаций на чемпионате СССР и, заметьте, в Ленинграде, родном городе Белоусовой и Протопопова. Станислав Жук выставляет на лед свою новую надежду: дуэт Ирина Роднина и Алексей Уланов. Почерк тренера, который будет развиваться долгие годы и станет фирменным: миниатюрная партнерша (152 см!) и сильный атлет, которого остряки назовут «подъемным краном». Темп и невиданная доселе скорость, прыжки, впечатление такое, что партнер раскручивает и бросает хрупкую напарницу чуть ли не к зрителям. Это уже весомая заявка, но ученики Жука лишь третьи. А побеждает дуэт будущих великих тренеров Тамара Москвина и Алексей Мишин. Два одиночника (Тамара Братусь — чемпионка СССР, ее партнер — призер), не снискав лавров на международной арене, решили создать пару. И выиграли чемпионат СССР-69, победив великих земляков. Но уже на первенстве Европы все радикально меняется: триумф Жука, Роднина и Уланов — чемпионы!
Невозвращенцы не претендуют на золото
Зрители куда теплее воспринимали обе питерские пары, однако судьи оценили сложность столичного дуэта. Белоусова и Протопопов вскоре, обидевшись на всех и на вся, включая своего многолетнего наставника Игоря Москвина (а вот и первый привет от Жени Медведевой, не простившей «предательства» Этери Тутберидзе) становятся «невозвращенцами», остаются в Швейцарии и больше не претендуют на золото. Москвина и Мишин, оставив яркий, незабываемый след в мировом фигурном катании, довольно быстро оставят лед, где воцарится эра Родниной. Борьба артистичных питерцев с Жуком продолжится. Игорь Москвин подготовит новый дуэт, искусством которого будут восхищаться зрители — Людмила Смирнова — Андрей Сурайкин.
Многие ветераны фигурного катания и по сей день считают, что лишь властвовавший в те времена судейский консерватизм, когда чемпионами становились чуть ли не в порядке очереди, помешал этой красивой паре обыграть Роднину с Улановым. На Играх-72 питерцы вторые, ученики Жука побеждают и в это соперничество вмешивается любовь. Уланов пылко влюблен в Люду Смирнову, которая поначалу предпочитает ему Сурайкина. Андрей не очень-то ценит чувства партнерши. Что обижает красавицу и она отвечает взаимностью Уланову.
В олимпийской деревне разгорается скандал, стол неприемлемый советским руководством: к восторгу западных журналистов наконец-то заревновавший Сурайкин полез в окно третьего этажа, глянуть нет ли соперника в номере Людмилы. Так в следующем олимпийском цикле появляется пара Смирнова — Уланов. Жук мгновенно находит Родниной нового партнера Александра Зайцева. Эта пара катается еще атлетичнее и мощнее, игнорируя артистизм вовсе, и продолжает побеждать.
Стиль Жука триумфально побеждает в фигурном катании и достигает апофеоза, когда после ухода Родниной и Зайцева к Татьяне Тарасовой он конвейерным методом (ау, Этери Тутберидзе!) готовит три однотипные пары, обреченные (внимание!) на короткий век: маленькие девочки-подростки-унисекс (подрастут немного и уходят со льда, вам это ничего не напоминает?) и гиганты — подъемные краны, значительно старше. Так появляются Марина Черкасова и Сергей Шахрай, Марина Пестова и Станислав Леонович, Вероника Першина и Марат Акбаров. Возрастных ограничений тогда не было — представьте себе! Партнерши дебютируют на высшем уровне в 13-14 лет и летают под куполом над всей площадкой. Скажем, легендарная американка Кэрол Хейсс перешла во взрослый статус в 13 лет, а в 16 лет вовсю зажигала на Олимпийских играх. А вы всерьез полагали, что «эксплуатацию детей» в большом олимпийском спорте придумали в 21 веке?
Впрочем, сама постановка вопроса абсурдна. Соревновательный ценз можно задрать хоть до 21 года — а что, логично же, верхняя планка совершеннолетия в мире. Только тяжесть тренировок это не отменяет. И, конечно, фигурное катание не одиноко. В Сочи-2014 японский подросток-сноубордер Аюму Хирано завоевал серебро хафпайпа в свои 15 лет и 74 дня — даже Юлия Липницкая была старше, исполняя олимпийские каскады.
Но вернемся на лед. Жук упивается своими успехами и на показательных выступлениях (они тогда безумно популярны) ставит номер для трех своих одинаковых дуэтов с выходом на лед всей группой. Он словно отвечает хулителям: «Да, одинаковые, безликие, но тем и горжусь!». Жуку ответит ленинградская школа Тамары Москвиной лишь с годами, когда побеждать начнут наследники Протопоповых Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев, Елена Валова и Олег Васильев, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Всерьез и надолго.
Девочка с косичками
Яркая борьба протекала и в остальных видах фигурного катания. Первую олимпийскую медаль в мужском одиночном нам принес Сергей Четверухин в 1972-м. До 1990-о года существовала обязательная программа, иначе — «школа». Самое абсурдное, что удельный вес оценок за вычерчивание геометрических фигур на льду был выше, чем за произвольную программу, где за артистизм тоже начисляли баллы. «Школу» не посещали зрители, ее ненавидело большинство участников, но с регламентом не поспоришь. Могли ли блистательные артисты, питерские художники на льду, подготовленные Игорем Москвиным, Юрий Овчинников и Игорь Бобрин вдохновенно чертить фигуры?! Из-за этого они и уступали,как и американец Джон Петкевич, канадцы Толлер Крэнстон и… Брайан Орсер.
Чудо, что Бобрин выиграл однажды первенство Европы. А первым нашим чемпионом мира в 1975-м стал Сергей Волков. Вот он, как раз, был чистейшим «школяром». Его и дома-то недолюбливали, предпочитая питерских артистов. Но мы благодарны ему за прорыв. Время великих Алексея Ягудина и Евгения Плющенко придет позже. Но и тут история — калька с нынешней. И Ягудин, и Плющенко и Алексей Урманов, тоже, кстати, олимпийский чемпион — ученики Алексея Мишина, создавшего конвейер победителей задолго до Этери Георгиевны. И Ягудин уже в ранге победителя мирового первенства, не желая бороться за тренерские симпатии, перебрался к Татьяне Тарасовой … в США, жаль, не в Канаду для вящего сходства.
Наши девушки очень долго не могли добиться признания на международной арене. Первую награду на чемпионатах мира и Европы завоевала «девочка с косичками» (также называли и гимнастку Ольгу Корбут) Елена Водорезова, ученица Жука, в 1978-м (бронза). До первой олимпийской бронзы Киры Ивановой оставалось еще 6 лет. В СССР так и не смогли подготовить чемпионку мира. А вот россиянке Марии Бутырской этот титул покорился в 1999-м. До олимпийского триумфа Аделины Сотниковой пришлось подождать 15 лет...
Все это меркнет в сравнении с блистательной советской школой танцев на льду! Этот вид фигурного катания был включен в программу Олимпиад исключительно благодаря феноменальной популярности воспитанников Елены Чейковской Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, чье катание было шедевральным искусством, а с их популярностью в мире могли соперничать лишь самые знаменитые западные рок-группы. Противостояние великих тренеров Чайковской и Татьяны Тарасовой подарило миру потрясающие дуэты: Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин.
Казалось, искусство в фигурном катании побеждает. Причем преимущественно, за счет отечественной школы. И спустя 10-летия люди помнят и продолжают любоваться (чему порукой статистика YouTube) потрясающие показательные номера: кумпарситу Пахомовой и Горшкова, огненную цыганочку Москвиной и Мишина, зажигательную лезгинку Линичук и Карпоносова, «Спящего ковбоя» Игоря Бобрина. Смущало одно: как оценивать искусство? Фигурное катание — вереница судейских скандалов и зрительского недовольства. Так был осуществлен переход на новую систему судейства.
Шоу должно продолжаться
И в заключении, немного о зрительском недовольстве. Многие уверены, будто после Пхенчхана-2018 или Сочи-2014 (вот тут мнения разнятся) ледовое сообщество наводнили городские сумасшедшие, подлые тролли, нанятые боты и прочие подонки общества, испортившие богемную атмосферу некогда благородного спорта. Вынуждены разочаровать. Во-первых, атмосфера в творческих коллективах всегда весьма... скандальна. И чем круче артисты, тем крепче «терки». А во-вторых, фанатские войны вокруг судейства и конкретных персонажей были, есть и будут. В 20 веке бушевали не хуже, чем в 21-м. В начале 21 века Евгений Плющенко вызывал не меньше истерик, нежели сейчас Евгения (даже имена совпадают) Медведева.
Почему же хайп вокруг Загитовой и Медведевой, несомненно, затмил все былые склоки? Всего лишь результат развития интернет-сообщества. Анекдоты из 2000-х стали абсолютной реальностью. Бабушки, дежурившие на лавочках, переселились в Яндекс.Дзен и очень бодро овладели новыми технологиями. А соцсети теперь позволяют каждому смотреть некогда эксклюзивный контент. Видео с последней тренировки олимпийской чемпионки Загитовой по первому требованию — подумать только!
Стало быть, есть что обсуждать широкой аудитории, а не только узкому фанатскому кругу, заседающему на обособленных форумах. Отсюда и бешеный, легко нагнетаемый хайп. С одной стороны, оскорбления в Инстаграме — это, конечно, очень-очень плохо и даже опасно. А с другой — плата за популярность. Ведь согласитесь... Видеть в новогоднем эфире Женю Медведеву с ее другом Кристианом Костовым (вроде бы, они до сих пор отрицают близкие отношения) в 100 раз приятнее, нежели надоевших однообразных шоуменов.