Интересно было бы посмотреть на лица Евгения Гинера и Валерия Газзаева, если бы год назад им предложили приобрести футболиста Любоша Калоуду за 4 млн евро. Тогда атакующий полузащитник, недавно купленный армейцами у ФК «Брно», не подозревал, что летом станет финалистом молодежного ЧМ, а потом его начнут сравнивать с самим Павлом Недведом. Играл себе за резервную команду «Брно» и тяжело вздыхал, понимая, что попасть в состав команды Мирослава Соукупа, собирающейся в Канаду, будет неимоверно трудно.
Откуда Калоуде было черпать надежды? До конца чемпионата Чехии оставалось два тура, а Любош с грехом пополам наскреб всего лишь час игрового времени в Гамбринус-лиге. Шансы на чудо в последние две недели мая были мизерными — «козырное» для Любоша место в центре поля уверенно занимал ветеран Томаш Полах. В общем, уехала бы сборная Чехии на ЧМ без тогда еще никакого не «нового Недведа», если бы Калоуда не оказался в одной лодке с… Мирославом Соукупом, тем самым тренером сборной U-20, а по совместительству — ассистентом Йозефа Мазуры, главного тренера «Брно».
Пан Мирослав убедил Мазуру дать Любошу шанс в последних двух турах. Тем более что Полах, утомленный напряженной борьбой за зону Интертото, схватил дисквалификацию, которая автоматически означала для него окончание сезона. Калоуда вышел, сыграл не сказать что блестяще, зато набрал необходимые «игроминуты» для того, чтобы Соукуп вписал его имя в заявку отбывающей за океан сборной.
Перед стартовым матчем с Аргентиной Калоуда на тренировке на полной скорости врезался в стоппера Яна Шимунка (нынешнего любимчика Феликса Магата в «Вольфсбурге»). Любош получил такой болевой шок, что мысленно с чемпионатом попрощался, но врачи оказались хладнокровнее и ко второй встрече с Северной Кореей (стартовый матч Чехия свела вничью 0:0) поставили хавбека на ноги.
Что и говорить, дурацкий матч получился у команды Соукупа. Сборная КНДР какими-то правдами-неправдами забила первой гол, до конца оставались считаные минуты, а тренер с тоской поглядывал на секундомер.
Надо было что-то срочно менять, и Соукуп, повернувшись к лавке, произнес:
«Снимаем Калоуду».
Когда наставник развернулся обратно к полю, то видел уже перекошенные от радости лица своих подопечных — Любош, который и не подозревал, что готовится его замена, сравнял счет.
Пан Мирослав быстро махнул уже размявшемуся резервисту рукой:
«Сядь!»
Потом тренер скажет, что именно этот гол стал для Калоуды переломным. После него Любош, что называется, «полетел» — забил еще важные мячи, поймал кураж.
Чехи — народ, настроенный побрюзжать. И ситуация с «серебряной» плеядой не была исключением: вот, мол, молодежный уровень — это ерунда, посмотрим, как Калоуда себя проявит во взрослом футболе.
Понятно, что новый тренер «Брно» Петр Уличны не мог не ставить в состав тех, кто еще недавно ставил на уши всю страну, собиравшуюся вечерами у телеэкранов. Но началось все для его команды как нельзя хуже: проигрыш на своем поле невзрачному «Злину». Тренеру пришлось признать, что его молодые подопечные, безусловно, имеют талант, но не обладают должными физическими кондициями. Позже «Брно» раскочегарился, а звездный час Калоуды пришел в конце ноября, когда его команда принимала дома «Спарту» (странно, что Любош не запал в душу Станиславу Черчесову — ведь представитель «Спартака» просматривал центральный матч 11-го тура, потому что спустя три дня красно-белым предстояло сразиться со «Спартой» в Кубке УЕФА). Чемпиона страны Любош Калоуда отправил сначала в нокдаун, когда очень уж недведовским ударом с левой послал мяч из-за штрафной в нижний угол и сравнял счет, а потом влепил снаряд в «девять» уже с правой, после чего «Спарта» раскрылась и наполучала контратак. 4:2 — так закончилась принципиальная битва «Брно» и «Спарты», а имя Калоуды уже не стеснялись повторять в различных телеэфирах даже очень скупые на комплименты специалисты.
Мирослав Соукуп, словно дирижер Ла Скала, после финального тутти развел руками:
«Единственный футболист, который так без раздумий умеет стрелять с обеих ног по углам, — Павел Недвед…»
Знал бы Соукуп, какой шок его ждет! На встрече с тренером «молодежки» Витезславом Лавичкой, которому он, тренер «юниорки», «передавал» осенью Калоуду и всех прочих героев Торонто, у Лавички вдруг зазвонил телефон.
После короткого разговора Витеслав хитро посмотрел на Соукупа и протянул ему мобильник:
«На вот, поговори кое с кем»…
«Алло, это Павел Недвед!» — сказала трубка, после чего пан Мирослав решил, что над ним решили подшутить.
И непременно утвердился бы в этой мысли, если бы не уловил в интонации говорящего знакомые нотки, которые в Чехии несколько подзабыли (звезда «Ювентуса» практически не появляется на родине). Недвед-настоящий подробно расспросил Соукупа о характере его подопечного Калоуды, и не было нужды уточнять, что делает он это по поручению Клаудио Раньери.
Когда обо всем этом услышал сам Калоуда, то едва не упал в счастливый обморок. Впоследствии Любош рассказывал журналистам, что не слишком верил в то, что окажется в «Юве».
Ведь незадолго до всех указанных событий «Брно» продал в украинский «Днепр» талантливого полузащитника Марио Холека, после чего президент Роман Прос клятвенно пообещал народу, что продаж кумиров больше не будет. За Холека «Брно» получил весьма неплохие деньги и не особо нуждался в дополнительных средствах. А потому, когда спортивный директор «Юве» Алессио
Секко предложил Просу за Калоуду 3,5 млн евро, свысока похвалив мораваков за то, что цена на игрока подскочила, тот с подкупающей искренностью ответил:
«Вот видите, как хорошо! А через год она вырастет еще на пару миллионов!»
Блефовал Прос! Туринцы взяли паузу, а «Брно» тем временем быстро отменил право итальянцев на эксклюзивность переговоров, и на сайте клуба моментально появилась информация о том, что на поле трансферной битвы вышел «Ньюкасл», что в общем-то было чистой правдой. Итальянцы в тот момент отчаянно пытались продать в «Тоттенхэм» Тиаго и во многом от результата этой сделки зависели шансы Калоуды оказаться в серии А. Видимо, со «шпорами» уже тогда все было плохо, раз практически сразу после того, как на горизонте появились «сороки», «Юве» выбросил белый флаг.
«Когда итальянцы объявили о своем отказе о продолжении торга, я сказал себе: «Отлично, Роман! Ты только что выбросил из окна 3,5 млн евро. Но все увидели, что «Брно» просто так с ума не сведешь!»
Пан Прос, конечно, излишне себе набил цену. Объявившийся вскоре ЦСКА сумел приобрести Калоуду ненамного дороже, чем это сделал бы «Ювентус». А вот сам Любош, хоть и не верил изначально в успех трансфера, заметно расстроился.
Впрочем, жизненный принцип у Калоуды — никогда не жаловаться на судьбу. Та однажды оказалась к нему весьма благосклонна: в пятилетнем возрасте на детской машинке Любош гонял вокруг дома и, как это принято называть в милицейской хронике, не справился с управлением. Игрушечная «татра» врезалась в столбик с острым металлическим штырем — удар был сильным, но мальчика спасла зимняя форма одежды. Врач, осмотревший Калоуду, посоветовал родителям поставить в ближайшем костеле свечку за второе рождение сына…
Пусть не обижаются представители ЦСКА — молодому человеку, упустившему шанс попасть в «Ювентус», переход в русскую лигу вполне может показаться шагом назад.
Однако Калоуда трезво отнесся к возможности переезда в Москву:
«В конце концов, у меня будет больше шансов заиграть, чем в «Ювентусе». Думаю, раз за меня платят такие деньги, значит, со мной считаются уже сейчас».
Если все будет так, как думает Любош, у ЦСКА есть шанс усовершенствовать футбольное образование «второго Недведа»…
Прага — Санкт-Петербург