Для россиянина, не входящего ни в кабинет министров, ни в администрацию президента, да еще и не являющегося ни Марией Захаровой, ни Маргаритой Симоньян, стать героем программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале Россия, – это своего рода канонизация, прописка на Олимпе, официальное вступление в некий элитарный орден. В котором либо крупные политики, либо совсем уж редкого калибра политологи.
В полночь 16 октября в клубе избранных главным телеведущим России (уже без кавычек) появился человек, от всего этого максимально дистанцированный. В студию Соловьева уверенной своей, стремительной походкой (плаща с красно-белым подбоем не было, но многие старались разглядеть) вошел главный тренер сборной России Станислав Черчесов. Забегая вперед, сразу отмечу, что брутальный футбольный специалист оставил куда более благоприятное впечатление, нежели хозяин студии. Соловьев никаких поправок на то, что гость из несколько непривычного ему мира, не делал, задавая вопросы в стиле «трудно ли быть гением и великим человеком?». Черчесов же держался с большим достоинством, на откровенную лесть не велся и даже выдал несколько ярких афоризмов черномырдинского масштаба.
Сегодня в Вечере Станислав Саламович. Смотрите после 23.00 в эфире @tvrussia
Публикация от Владимир Соловьев (@vrsoloviev)
Уверенно подтвердив восторженному ведущему, что – да, сборная твердо намерена побороться за победу на Евро-2020, приветливо улыбавшийся Саламыч (так к нему однажды игриво обратился Соловьев и, потупясь, признался, что после матчей пишет в соцсетях: «Спасибо, Гений!») рассказал, что масштаб этой задачи его не смущает, потому что он не единолично к ней пришел, таково решение всего коллектива сборной, а вот смутился он, получив смс, из которой следовало: «Владимир Рудольфович вызывает его один на один». Черчесов заулыбался еще хитрее и добавил: «Вспомнил Алагир и стал всматриваться: откуда сейчас перчатка прилетит, раз уж вызов пришел».
Но уроженец Алагира ведь не политический противник Соловьева, так что грубо наезжать на него и грозить расправой Владимир Рудольфович, естественно, не собирался. Поинтересовался, что тренер говорил своим футболистам после недавней победы над Кипром. Черчесов веско изрек: «После игры – это уже до игры». Сугубо футбольная подготовка у телеведущего номер один заметно хромала, и от неожиданности он замолчал. Запишем в актив Черчесову, кому еще такое удавалось?
Гость великодушно пришел на помощь и доходчиво разъяснил: «После игры с Кипром – это уже до игры с Бельгией. Все мысли и разговоры о предстоящем матче». Соловьев понимающе кивнул и поспешил доказать, что улавливает тончайшие футбольные нюансы. Во время матчей сборной России он прекрасно видит, как его нынешний собеседник ведет игру, сколь высок уровень доверия к нему со стороны футболистов, которые видят и слышат тренера, подстраиваясь под него. Черчесов в ответ сообщил, что в сборной не надо подстраиваться, в ней царит свобода (?), но в сочетании с ответственностью.
Лучший интервьюер страны разглядел и высочайшую требовательность гостя в непростом вопросе: «Ряд пацанов взяли российское гражданство, чтобы иметь возможность попасть в сборную. А вы им вдруг говорите: “Паспорт, конечно, хорошо, но еще надо играть”. Тоненько, согласитесь!» «Мы их не просили, мы никого не просим, – успокоил Черчесов. – Мы спокойно оцениваем и принимаем решение». Принципиальный Соловьев не мог оставить без внимания и извечный русский вопрос телефонного права: «А может вам кто-то позвонить и сказать: “Ну очень надо, ну давайте вот игрочка”? Саламыч в ответ блеснул афоризмом: «В футбол по блату не играют!» Черчесов очень удивил ведущего, рассказав, что на тренировках с ребятами в футбол не играет, опасаясь за свой авторитет. Пенальти однажды отражал, но решил и с этим покончить, подальше от греха. Соловьев радостно засмеялся и на всякий случай пошутил: «Наверное, отбили из десяти только восемь и остались недовольны собой?» Тренер промолчал.
Черчесов не знает, как футболисты называют его за глаза. Ведущий услужливо подсказал: «Гений, Лучший». Похоже было, Черчесов прекрасно понимал, просто привычка у интервьюера такая, беседовать с главными политиками страны. Но щекотливой темы Соловьев все же коснулся. Двери сборной открыты для всех, включая Александра Кокорина и Павла Мамаева. Но все же это не его сборная, подчеркнул Черчесов, это сборная России и тут… И тут он выдержал паузу, из чего можно сделать вывод, что экс-узникам колонии в Белгородской области попасть на Евро-2020 будет очень сложно.
Соловьев, верный избранному стилю, объяснил то ли несколько подуставшему от этого потока восхвалений гостю, то ли зрительской аудитории, что «лучшее, что могло случиться с нашим футболом, это приход Черчесова». После такого пора было и завершать программу. Станислав Саламович пришел в студию не с пустыми руками и подарил Соловьеву футболку… Артема Дзюбы. Обладатель шикарной виллы на озере Комо обрадовался так, будто получил в личное пользование частный самолет, чтобы добираться в свое домовладение. Златоуст телевизионный в футболке златоуста футбольного. Символично. Трудно было временами гостю сохранять интеллигентность и достоинство. Удалось. В той атмосфере это не легче, чем выиграть Евро-2020.
Читайте также