Так получилось, я был на встрече Черчесова с группой динамовских болельщиков. Люди, которые стоически воспринимают все то, что выпало на их футбольную долю в последние лет двадцать, написали открытое письмо Борису Ротенбергу. С требованиями убрать Черчесова, Аджоева и пересмотреть подход к жизненным принципам бело-голубого клуба.
Хорошие, надо сказать, люди. Открытые. Как принято говорить сегодня – актив. Желавшие видеть у руля команды не Черчесова, а Хохлова. Сказать про Диму как про коренного динамовца тяжело, но для них он все равно был свой. А Черчесов, возглавиший команду после того как очередную странную карту разыграл московский «Спартак», воспринимался ими как совершеннейший чужак.
Кого не спроси про тезис — «в «Динамо» могут успешно работать только свои» — люди незамедлительно начинают выражать сомнения. А на проверку оказывается, что только так и не иначе. Кобелев, Голодец, Бесков — если говорить о российской истории. Отчасти Силкин, чье четвертое место воспринималось на ура.
Будь Черчесов своим, динамовским — уверен, ему бы больше прощалось. А так отличный поход в Лиге Европы уже забыт, хотя никогда раньше в новейшей российской истории бело-голубые не забирались так далеко в этом еврокубке. Да и не только в этом, что в Кубке УЕФА, что в Кубке Кубков. И более чем вероятное итоговое четвертое место для кого-то провал, а для меня — сверхрезультат. С учетом всех удивительных странностей, тянущихся шлейфом через весь сезон.
***
Черчесову сказали в лицо — ждем многого. Особенно если учесть, какой у вас состав. Это было примерно год назад. Когда сам Черчесов проработал в клубе около месяца.
Он посмотрел на народ и сказал, прищурившись:
— Вот всем вам кажется, что мы едем на «мерседесе». А мы едем на «москвиче», у которого значок «мерседеса» на радиаторной решетке.
Народ хохотнул и не поверил.
Но потом, как мне кажется, задумался.
Я смотрел на это и вспоминал любимую игру многих наших тренеров. Сравнить по конкретным позициям стартовый состав — свой и прямого соперника.
Сравнивал с «Зенитом» — и понимал, что «Динамо» точно не сильнее в подавляющем большинстве позиций. С ЦСКА – и получал точно такой же расклад. С «Краснодаром» вроде бы выходило на равных, но до поры до времени. Пока к матчам с «Наполи» у «Динамо» в опорной зоне из полузащитников с опытом не остался только Ванкер.
Я смотрел этот матч в ресторане, в той же самой динамовской компании, которая инициировала весенню встречу с Черчесовым.
— Мы не понимаем, — говорили он. — Мы не понимаем, что происходит.
Никто не понимает. В этом-то и весь фокус.
***
«Динамо» — самый загадочный клуб России. В это утверждение мы неминуемо утыкаемся, стоит начать обсуждать положение дел в группе лидеров.
Совершенно понятен «Зенит». ЦСКА. «Локомотив». «Рубин». «Краснодар». Даже «Спартак» понятен.
Но не «Динамо».
Ротенберг, ВТБ, ЦС «Динамо», Степашин. Если уж такой опытный и знающий человек как Сарсания говорит о непонимании сегодняшней структуры «Динамо» — от распледения полномочий до принятия решений, что тогда делать нам.
Черчесов молчит. Хотя ему наверняка есть что сказать.
Вы понимаете, например, каким курсом сегодня движется клуб?
Я нет. Если говорить о кадровой политике. Я не понимаю, как можно было из-за организационных проволочек упустить М’Вила. Игрока сборой Франции, готового играть за «Динамо» на той самой дефицитнейшей позиции опорника. Как можно не договориться с Джуджаком и Самба по новым контрактам, после того как был потерян Юсупов.
***
С Гранатом, насколько знаю, все обстояло несколько иначе. Финансовые вопросы игрока и его окружения превзошли все самые смелые ожидания клуба. Проще было отпустить чем спровоцировать новую волну игры на повышение.
Что сегодня хочет «Динамо»? Новых интересных звезд или собственных воспитанников в составе? По словам вице-президента Соловьева место ниже второго надо расценивать как провал. Последний и единственный раз в чемпионатах России «Динамо» было вторым в 1994-м.
Я не понимаю. Не понимаю, что сегодня за клуб «Динамо». И какие он сам перед собой ставит задачи.
Черчесов второй раз оказывается в удивительной ситуации. Когда его друг — генеральный или спортивный директор клуба в силу своей сильнейшей непопулярности среди болельщиков тянет его за собой от возможных симпатий.
Зобнин, Данилкин, Катрич и Ташаев — это только те, кто сыграл у Черчесова в двух последних матчах. Своя молодежь постепенно подтягивается к основе, но никто не говорит об этом.
Я не понимаю почему. Как и не понимаю, почему пятое место «Рубина» — это фантастика, а четвертое «Динамо» — это провал.
По мне Черчесов это лучшее, что было у «Динамо» в этом сезоне. Тренер, при котором команда играющая без глубины состава на два фронта, прожила этот год с достоинством. Стала вторым из московских клубов, вслед за ЦСКА. Не купив ни одного игрока в зимнее окно.
Я весь сезон слышу Аджоева и Черчесова, но так и не знаю, что хочет президент клуба Борис Ротенберг. Какие задачи и какие цели перед «Динамо» и перед Черчесовым?
Какие Черчесов поставил перед собой сам, я догадываюсь.
Только вот вопрос — насколько они совпадают.
Больше историй от Ильи Казакова — здесь