Международный союз биатлонистов (IBU) признал Евгения Устюгова виновным в нарушении антидопинговых правил и лишил его олимпийского золота Сочи, а вместе с ним оставил без медали Антона Шипулина, Дмитрия Малышко и Алексея Волкова, тоже бежавших ту легендарную эстафету.
Первые обвинения Устюгову выдвинули уже давно, еще в августе 2018 года, но дисквалифицировали почему-то только сейчас, за полгода до Олимпийских игр в Токио. Впрочем, борцы за чистоту спорта себе не изменяют. Предыдущие громкие разоблачения, после которых копилка российских медалей заметно полегчала, пришлись на осень 2017-го, когда до Игр в Пхенчхане, на которых в итоге Россия выступала в нейтральном статусе, оставалось несколько месяцев.
Тогда Международный олимпийский комитет (МОК) лишил медалей лыжника Александра Легкова. В Сочи он выиграл марафон и завоевал серебро в составе мужской эстафетной четверки. Легков сразу заявил, что будет отстаивать свое честное имя, и произнес невероятно сильные слова: «Если надо будет доказывать всю жизнь, буду доказывать всю жизнь».
К счастью, так долго бороться не пришлось. Уже в феврале 2018-го Спортивный арбитражный суд (CAS) оправдал Легкова и еще 27 российских спортсменов. Их сочинские результаты были восстановлены, а пожизненное отстранение от участия в Олимпийских играх аннулировано.
В мотивировочной части решения CAS по Александру Легкову указано, что МОК не удалось доказать употребление спортсменом допинга, а показания бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова названы необоснованными.
Дело против Устюгова также строится на показаниях Родченкова.
– Обвинения смешные. Пока работают юристы, подробностей не могу озвучивать, но все эти якобы доказательства нарушения антидопинговых правил основаны исключительно на обвинениях Родченкова, – рассказал Устюгов РИА «Новости» в 2018 году. В итоге он был признан невиновным.
Но спустя полтора года ситуация возвращается к тому, с чего начиналась. Подробнее об этом рассказал президент Союза биатлонистов России (СБР) Владимир Драчев:
– Перед отъездом на чемпионат мира в Антхольц, 12 февраля, я узнал, что IBU начинает новое расследование в отношении Устюгова на основе его биологического паспорта. Это же расследование проводилось в 2017 и 2018 годах. Устюгов, который на тот момент уже как четыре года завершил карьеру, добровольно сдавал все необходимые тесты, чтобы доказать свою невиновность. Тогда расследование закончилось, было установлено, что он не принимал никаких запрещенных препаратов и не использовал запрещенных методов.
Но спустя полтора года IBU начал новое расследование, проверяя тот же биологический паспорт. Но что настораживает, IBU даже не поставил в известность ни СБР, ни меня лично. Об этом я узнал совершенно из других источников. Поэтому сейчас мы готовим официальное обращение в IBU с просьбой прояснить ситуацию, – цитирует Драчева ТАСС.
Устюгов уже подал иск к IBU в австрийский государственный суд. Это первый случай в истории биатлона, когда спортсмен подал иск не в Спортивный арбитражный суд, а именно в государственный.
Устюгов мог бы махнуть рукой и сказать «надоело», у него ведь есть олимпийское золото Ванкувера, на которое пока еще никто не покушается, но в Сочи он стоял на первой ступени пьедестала почета не один. У Шипулина, Малышко и Волкова нет второго олимпийского золота, и поэтому важность борьбы за него возрастает как минимум в три раза.
Устюгов не был так открыт в своей борьбе, как Легков, но тоже сумел отстоять свое имя. Получилось один раз, получится ли во второй? Выход один: доказывать всю жизнь.
Читайте также
«Мы знали, что нас обокрали»: шведы и французы начали делить медаль обвиняемого в допинге Устюгова
Глава IBU – об Устюгове: На ошибках прошлого надо учиться
Фото: EPA