Нет уморительнее чтения, чем заявление ХК «Спартак» после матча со СКА. Но это и не удивительно – слово «уморительный» сожительствует с некогда уважаемым брэндом, что футбольным, что хоккейным, уже много лет. Иногда от слова «умора», иногда от «мор». Иногда от Моро. «Спартак» словно стал жертвой вивисекции, как в новелле Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». Помните? «Пейте звери! Пейте, и пойте: «Черт побери Прендика!». Нет, не помните?...
А оно все это было на трибунах, на том самом матче. А таксодермист Эдвард Прендик, ставший свидетелем превращения зверей в людей – это Роман Ротенберг. Который, вроде бы, как и его прообраз из Уэллса, предлагал не издеваться над живыми существами. Но футбол-хоккей он сейчас в принципе об этом. Черное это белое, и наоборот. Давайте вспоминать.
Вице-президент КХЛ Валерий Каменский вписался за оравших оскорбления красно-белых человеков. Нашел, что вели они себя корректно. Вероятно, это как-то совпадало с собственными мыслями бывшей русской звезды НХЛ. Правда, через несколько часов из недр его организации пришло решение – оштрафовать ХК «Спартак».
«Я еще две дам!», – срывается фальцетом судья, на всей скорости несясь к скамейке СКА. Ротенберг безо всяких оскорблений предлагает не орать. «Я не ору», – отвечает рефери уже нормальным «игровым» тоном. Действительно, уже не орет. И даже не надо перекрикивать трибуны, чтобы быть услышанным. Те самые.
Ведущая пресс-конференции тренера СКА предлагает начать работу, «не отклоняясь от сути». В результате первый вопрос «по сути» раздается только через пять минут. Самый первый «поджег» Ротенберга, второй отпал из-за солидарности с самым первым.
Феномен Ротенберга, бизнесмена, сделавшего себя тренером, необходимо было изобрести. Потому что своим, бесспорно, дерзким поступком он опрокинул сотни тысяч диванов с несостоявшимися тренерами, психологами, экспертами, вдруг оказавшись по другую сторону забора. На котором теперь только и остается, что писать слово из трех букв (я про СКА, а вы о чем подумали?). Причем, Ротенберг – это еще хуже, чем неожиданно поднявшийся «парень с нашего двора». В том и проблема, что ни в каком он вашем дворе не был. И поэтому, видимо, как пишет поэт из ХК «Спартак», «в свойственной ему манере вседозволенности, главный тренер ХК СКА (Санкт-Петербург) под предлогом заботы о детях, присутствующих на трибунах матча, оскорбительно отозвался о болельщиках красно-белых по поводу скандирования кричалок, содержащих, по его мнению, нецензурную лексику».
Я переслушал пресс-конференцию дважды, в надежде, что наконец-то кто-то по-настоящему оскорбил болельщиков красно-белых за все эти десятилетия, что они обижаются по любому поводу по несколько раз на дню. Но не услышал ни единого грубого слова в, безусловно, возбужденном монологе о том, что и так все видели.
Возможно, конечно, таким словом стало «Плотников», когда девушка строго спросила с тренера за отвечавших трибунам хоккеистов. «Вот крикните мне то, что они кричали, а я – Плотников!», – предложил Ротенберг. Это и стало ответом на вопрос. Честное слово, Влад Радимов обращался с девушками жестче.
Когда Роман Борисович приговаривал себя к тренерской профессии, он шел не ради того, чтобы обмениваться репликами «дурак – сам дурак». Это не мотивация, чтобы выучиться, а потом ежедневно выгорать. Мы об этом уже писали. Как и камеры на лоб судьям тоже ставили не ради цирковой потехи. Игра, которую ее же поклонники считают более зрелищной и глубокой, чем футбол, должна была завлечь чем-то еще, кроме как обсуждением реакций Ротенберга на направленно провокационные действия. На трибунах можно делать все, что угодно – ему нет. Журналисты могут задавать какие угодно вопросы - с него требуют явки с повинной. Безусловно, тренеру СКА пора бы привыкнуть жить в таком мире. Может, надев маску Сергея Семака?
К сожалению, сделав все для того, чтобы превратить хоккей в зрелище как можно большего охвата, КХЛ – да и не только она – сама невольно толкнула игру в сторону примитивизации. «Человек приходит на стадион расслабиться», – сложно не словить мышечный спазм, когда слышишь эту фразу. Потому что ради «расслабленного» зрителя расслабляются и все остальные: эксперты, комментаторы, чиновники. При этом миазмы все неприятнее – главным врагом хоккейного общества становится тот, кто уж точно не хуже других. И получает по двойным стандартам: если бредни какого-то провинциального тренера принесут ему лавры душевного человека, то любое выступление Ротенберга по существу – уже мем. А клоуны, их разносящие, стивенокинговские.
«Матерные кричалки с трибун слышатся не первый раз, и не только на матчах КХЛ», – произнес Ротенберг, судя по всему, самую «разнузданную» в восприятии болельщиков «Спартака» фразу. Добавим – и не только в хоккее. «Зенит» гастролирует по России под «позор российского футбола» и уже почти вжился в роль льва, который жмурится на солнышке, не реагируя на мух. Одна только «примирительная» акция для гостей из Воронежа чего стоила. СКА для того, чтобы прилечь загорать рядом, нужна «самая малость»: наконец-то выиграть Кубок Гагарина. В этот момент сгорят все письма вместе взятые, а ругань трибун покажется коронационной мессой.
Жаль только, что на хоккей ходят семьями. Хотели ведь как лучше…
Напоследок, «чтоб веселее было», нельзя не дать слово спартаковскому Вильяму то ли Копьетрясову, то ли Трясогрушеву:
Хоккейный Клуб «Спартак» Москва считает данные неуравновешенные и истеричные заявления Ротенберга Р.Б. провокационными, порочащими достоинство Лиги, ставящими под вопрос компетенцию сотрудников КХЛ, а также направленными на разжигание вражды и ненависти между болельщиками обеих команд.
Также обращаем внимание, что это не первый случай неоднозначных высказываний в информационном пространстве главного тренера ХК СКА (Санкт-Петербург), а по совместительству Вице-Президента клуба, первого Вице-Президента Федерации хоккея России, члена Совета директоров, заместителя Председателя Правления Континентальной Хоккейной Лиги. Так называемое «лицо российского хоккея» из раза в раз намеренно и безнаказанно наносит вред репутации всего российского хоккея и позорит его»..
Если что – когда высказывания «неоднозначные», они точно не могут однозначно «позорить». Потому что «позор» – однозначное слово, и куда больше подходит к тому, что слышится с чужих для СКА трибун. Заодно на детских и юношеских соревнованиях.
Но вивисекция – дело такое, она взрывает мир нейронов, не оставляя пути к восстановлению. Матом – спартаковские трибуны. Позорит - Ротенберг Р.Б.
Мы правильно поняли ХК «Спартак»?