Олимпиада-1994, Лиллехаммер. Олимпийский чемпион Виктор Петренко вынужден выйти на короткую программу не в отведенное ему время из-за шурупов, посыпавшихся из конька эстонского фигуриста Маркуса Херница. Случился сбой в моторике подготовки, и украинец начал допускать неожиданные ошибки. Другой олимпийский чемпион, Брайан Бойтано, также вернувшийся в любительский спорт из профессионального, сорвал каскад с тройным акселем. Сенсация! Еще один фаворит, четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг, даже не пытался скрыть своей радости. Канадец уже видел на своей шее золотую медаль. Но другие планы на этот счет были у петербуржца Алексея Урманова.
Пластмассовый Буратино и разница с Липински
— Когда вы катаетесь только за деньги — это видно, — обронил как-то Урманов. Для фигуриста, родившегося в советские годы, подобное утверждение звучало смело. Вокруг все хотели заработать больше и жить лучше, но абсолютно ничего для этого не предпринимали. За будущего олимпийского чемпиона все решила мама. Именно она привела 4-летнего мальчишку на каток, который находился… в здании церкви. Да-да. Набережная Лейтенанта Шмидта, Храм Успения Пресвятой Богородицы. Советская власть решает закрыть его, сделав первый в городе крытый каток.
Уже после этого был «Юбилейный», о котором после триумфального Лиллехаммера-1994 захотели побольше узнать западные журналисты. «Конденсат капает с потолка, в углу громоздится куча сломанных скамеек. На катке нет горячей воды, раздевалки иногда закрыты — грязь лежит в углу и застенчивые кошки прячутся между мусором», — гласит часть англоязычной биографии спортсмена на его фанатском сайте. Зато обучение, в отличие от дней сегодняшних, было бесплатным, поэтому никто и не думал бросать начатое дело.
Тем более победы к Урманову пришли моментально. Уже в пять лет Алексей выиграл соревнования юных фигуристов, получив в награду пластмассового Буратино. «В моем характере нет патологической жадности. Конечно, выигрывать хотелось, но из спортивных соображений, чтобы быть лучше, чем другие. Победить, чтобы получить материальную выгоду, — никогда. Ни в детстве, ни во взрослом возрасте. Невозможно заработать все деньги в мире», — много лет спустя признавался спортсмен. По этой же причине он не рвался в профессионалы, оставаясь верен любительскому спорту.
Вот почему Урманов с удивлением наблюдает за тенденцией последних лет, когда юные спортсмены выстреливают слишком рано и так же быстро вешают коньки на гвоздь. Современный спорт настолько требователен, что некоторые не выдерживают чисто психологически, другие уходят из-за проблем со здоровьем. Олимпийская чемпионка Нагано-1998 Тара Липински стала лучшей в возрасте 15 лет (!) и сразу же предпочла участвовать в шоу, нежели продолжать спортивную карьеру. Спустя четыре года она окончательно завязала с фигурным катанием из-за постоянных проблем с бедром. Сейчас ей 36, она снимается в кино, периодически выступает в качестве комментатора, а в остальном живет обычной жизнью.
Урманов выбрал для себя другую судьбу. Он ушел лишь тогда, когда в России выросли ребята, способные достойно его заменить. Речь, конечно, об Алексее Ягудине и Евгении Плющенко. На чемпионате Европы-1999 он стал третьим после своих набирающих обороты соотечественников, и только тогда уже позволил себе начать участие в различных шоу. Впоследствии Урманов постоянно отмечал, что если бы вернулся в прошлое, то не стал бы ничего менять. Да, он не был чемпионом мира, лишь раз став третьим. Но в его копилке то самое золото Олимпиады, о котором мечтают многие, но добиться не могут.
От победы над Браунингом до тренерской карьеры
Судьбоносный турнир пришелся на 1994 год. По завершении второго раунда голосования за право считаться столицей Олимпийских Игр лидировал шведский Эстерсунд, но после отсеивания американского Анкориджа победа осталась за норвежским Лиллехаммером. Именно там случилась история, с которой мы и начали рассказ о гражданине и патриоте Урманове. У него за плечами уже была Олимпиада во французском Альбервиле, та, без гимна и флага, завершившаяся для Алексея пятым местом. Что его вполне устроило, потому что турнир получился, как признавался сам спортсмен, «менее осознанным», нежели двумя годами позже.
— На протяжении всей спортивной карьеры меня в первую очередь интересовало мое собственное состояние, — говорил в одном из интервью петербуржец. — Я приехал в Лиллехаммер в хорошем физическом и эмоциональном состоянии, но не строил какие-то планы. Это как раз делал Курт Браунинг. Ему нужно было сосредоточиться на том, что делает, а он расслабился еще до исполнения короткой программы. А потом было уже поздно. Поезд уехал, и в первом вагоне оказались я, Элвис Стойко и Филипп Канделоро. А остальные фавориты — Браунинг, Петренко и Бойтано — сели в последний вагон.
Вы догадываетесь, что было немало людей, считавших победу Урманова незаслуженной. Но за россиянина говорит тот факт, что в противостоянии с канадцем Стойко даже канадский судья был вынужден поставить Алексея на первое место.
Золото Олимпиады и чемпионата Европы, победа на Играх Доброй воли и пять титулов чемпиона СССР и России — было очевидно, что все эти успехи должны получить продолжение. Речь, конечно, о том, чтобы весь свой громадный опыт преобразовать в знания, полезные начинающим спортсменам. Нина Монахова, Наталья Голубева, Алексей Мишин — каждый из них многое дал Урманову. Ему самому потребовалось два-три года, чтобы перестроиться и понять суть происходящего с внешней стороны катка. Грандиозных успехов у учеников Урманова пока нет. Сергей Воронов становился чемпионом России, а Юлия Липницкая начала свое сотрудничество с ним уже в статусе олимпийской чемпионки. Пока все, но не приходится сомневаться, что Алексей Евгеньевич на этом не остановится.
В прошлом году на первенстве России младшего возраста Мария Павлова и Варвара Кисель были девятой и десятой, уступив лишь представительницам двух столиц. Эти девчонки талантливы и перспективны.
Алексей Евгеньевич Урманов в тренерской работе так же не жалеет себя, как некогда юный фигурист Леша. У него ведь питерская школа! Урманов — ученик легендарного специалиста, профессора Алексея Мишина. Ему есть, что передать своим ученикам. И кроме секретов профессионального мастерства еще и любовь к родному городу, родной стране. Алексей Мишин создал на берегах Невы просто чемпионский конвейер. Алексей Урманов продолжает дело учителя.