Многие футбольные клубы испанской Примеры на практике реализовали мечту фанатов участвовать в жизни команды.
Год назад преданный болельщик «Валенсии» Артуро Франсиско Ховер Гонсалес решил одолжить балансирующему на грани банкротства клубу 12 тысяч евро. Готовых поддержать свой клуб в трудную минуту оказалось много. Руководство команды даже выпустило для них дополнительный пакет акций стоимостью 90 миллионов евро. Благодаря этой поддержке «Валенсия» не только выжила, но и сумела сохранить ведущих игроков. На протяжении многих лет так называемые socios — опора и движущая сила футбольных команд Испании.
Значение слова socio в испанском языке предельно точно — это член организации, партнер, участник. Можно ставить под сомнение демократические принципы, необходимость выборов и народовластия, но только не в испанском футболе, где болельщики реально влияют на политику клубов. Они выбирают и свергают президентов, формируют часть годового бюджета, определяют трансферную политику и имеют полное право в любой момент задать самым высоким руководителям столь популярные в России вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Socio-кратия
Понятие socios появилось практически одновременно с рождением испанского клубного футбола. 22 октября 1899 года 21-летний бухгалтер железнодорожной компании швейцарец Жоан Гампер опубликовал в газете «Лос Депортес» объявление о создании футбольной команды. На зов откликнулось 11 человек. Они стали первыми socios и руководителями «Барселоны». Сумма денежного взноса составила две песеты. Созданный тремя годами позже «Реал» первоначально носил название «Сообщество футбольного клуба Мадрида» и также существовал на членские взносы. К двадцатым годам число socios «Барселоны» приблизилось к 10000.
Кстати, соперничество между «Реалом» и «Барселоной» измеряется не только результатами очных противостояний и выигранными трофеями, но и поддержкой socios. Зарегистрированные болельщики — чуткий индикатор популярности и успешности клуба, на который в первую очередь ориентируются руководители грандов.
Средняя посещаемость матчей испанской Примеры в прошлом чемпионате составила около 25 тысяч болельщиков: примерно столько же, как в Италии и значительно меньше, чем в Англии и Германии. Не лучшая статистика для страны, где болельщики играют огромную роль, в том числе и в управлении клубом. Но не стоит забывать, что большинство команд Примеры базируются в небольших городках с населением от 50-ти до 150 тысяч человек. Их стадионы вмещают не больше 20 тысяч зрителей.
В половине клубов Примеры существуют специальные отделы по работе с socios, в остальных этим занимается пресс-служба. Едва ли не самый напряженный график работы с сообществом болельщиков у сотрудников мадридского «Реала». Ежемесячно в офис клуба поступает около 25 тысяч телефонных звонков, тысячи электронных писем. При этом socios обращаются не только с различными вопросами и проблемами, но и просто пожаловаться на игру любимцев или обсудить трансферные сплетни. Департамент по работе с socios занимается организацией экскурсий и поездок на выездные игры, проведением встреч игроков с болельщиками, а также разрешением конфликтных ситуаций, связанных с беспорядками на трибунах и столкновениями с полицией.
«Мои socios — мое богатство» — эта формула применима для боссов большинства испанских клубов. Качественная работа с болельщиками приносит им не только полные трибуны, но и наполняет звонкой монетой казну. К примеру, «Барса» ежегодно получает членских взносов порядка 20 миллионов евро. Плюс продажа билетов, атрибутики, прав на телетрансляции… Неудивительно, что клуб даже не в самые удачные сезоны получал прибыль. То же самое касается и «Реала», продолжающего безбедно существовать, невзирая на многомиллионные долги.
«Хунта» задумалась
Возможно, еще более важный аспект во взаимоотношениях клубов и болельщиков — это не формирование бюджета, а управление командой. На самом деле в Испании всего четыре клуба, которые во многом зависят от своих socios. Это — «Реал», «Барселона», «Атлетик» и «Осасуна». Подавляющее большинство остальных являются акционерными обществами, а, например, «Мальорка» и «Расинг» практически полностью принадлежат владельцам контрольных пакетов акций.
Socios вышеупомянутой четверки уже не раз своими действиями и поведением на выборах доказывали главный постулат демократии: власть в руках народа. Чего стоит скандал годичной давности, разгоревшийся в «Реале»! Тогдашний президент клуба Рамон Клаьдерон был вынужден подать в отставку, после того как стало известно, что он причастен к подтасовке голосов во время утверждения бюджета команды. Возмущению истинных socios не было предела, и Кальдерон покинул пошатнувшееся кресло.
Недовольство болельщиков не обошло стороной и Жоана Лапорту из «Барселоны». Накануне триумфального прошлогоднего сезона «блауграны» один из активистов каталонских socios Ориэль Жиральт собрал 5882 подписи в поддержку референдума по вопросу досрочного свержения Лапорты. Поводов для недовольства было множество: два сезона без трофеев, невыразительная игра, отставка одного из самых успешных тренеров Франка Райкарда, продажа Рональдинью...
В итоге против президента проголосовал 61% пришедших на выборы, а поддержали только 37 %. Парадокс: Лапорта сохранил свой пост! Потому что, по уставу каталонского клуба, оппозиционеры должны были набрать две трети голосов — 66,6%.
— Я очень доволен результатами голосования, — заявил журналистам Жиральт. — Надеюсь, они заставят задуматься руководство клуба. «Хунта» должна проанализировать эти цифры и понять, откуда они взялись.
«Хунта директива» (так в Испании называется совет директоров) к результатам референдума отнеслась, как и подобает демократическим лидерам. Возможно, не случись этого референдума, не было бы и триумфального сезона у «Барселоны». Демократия болельщиков победила. А вместе с ней победил и футбол.