В Казахстане на два месяца арестовали Кайрата Боранбаева – владельца «Кайрата» и родственника бывшего президента республика Нурсултана Назарбаева.
Боранбаева подозревают в «хищении средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе». Бизнесмен занимал 14 месте в списке богатейших людей республики.
Компании Боранбаева занимались различными сферами – от управления платными парковками и фитнес-центрами до нефтяной отрасли.
В 2013-м Алима, дочь Боранбаева, вышла замуж за Айсултана Назарбаева, внука Нурсултана Назарбаева. После этого бизнесмен попал в список Forbes.
Корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил об аресте олигарха с журналистом Sport.kz Александром Стрельниковым.
Большой материал о Боранбаеве – в ближайшее время на sportsdaily.ru
Громкие задержания большей частью связывают с чисткой окружения Назарбаева
– Как можно понять из того, как преподносится вся информация по его задержанию, оно может быть как-то связано с январскими событиями, – начал Стрельников. – Как именно – сказать пока сложно. Конкретики никакой не преподносится. Можно лишь строить какие-то догадки.
– Арест связывают с «чисткой» от окружения Назарбаева?
– Именно с этим, в общем-то, общественность страны большей частью и связывает происходящие в последнее время громкие задержания.
– Как большая часть казахстанцев отреагировали на задержание Боранбаева?
– По-разному. Есть те, кто откровенно злорадствует, другие расстроены – ведь человек, действительно, старался что-то делать для казахстанского футбола.
– Прежде были попытки расследований деятельности Боранбаева?
– О каких-то расследованиях слышать не приходилось. Да они, наверное, и не были реально возможны ввиду статуса этого человека. Помнится, несколько лет назад по инициативе национальной Федерации, чей первый руководитель и Боранбаев недолюбливали друг друга, был инициирован аудит клуба – но каких-то серьезных нарушений тогда, вроде бы, обнаружено не было.
– Какая в целом репутация у Боранбаева? Задержание стало неожиданным для большинства?
– В целом, нельзя сказать, что репутация у Кайрата Боранбаева в Казахстане плохая. В громких скандалах он замешан вроде бы не был. Является, кстати, руководителем Национального Паралимпийского комитета Казахстана. И, насколько известно, лично поддерживает паралимпийцев. Насчет того, можно ли было это задержание назвать неожиданным... В общем-то, – да. Мы в Казахстане не привыкли, чтобы задерживали олигархов. Но, похоже, диспозиции сил в национальной элите действительно сильно меняются.
– Как власти Казахстана реагировали на расследования СМИ о коррупции олигархов и связанных с госструктурами?
– Власть раньше обычно не реагировала никак. Посмотрим, будет ли реагировать теперь, пока это не совсем понятно. Ну, а общество... Повозмущаются люди, а что толку?
– О людях из окружения Назарбаева чаще говорят как о «кошельке» Елбасы? Получал ли Боранбаев господряды вне конкурса, другие преференции?
– Как о главном кошельке Назарбаева говорят больше о другом человеке. Управлявшиеся Боранбаевым «КазТрансГаз» и «КазРосГаз», конечно, получали господряды. Проводились ли при этом какие-то подобия конкурсов – не знаю.
– Другой человек – это Утемуратов? (миллиардер, попечитель «Нвзарбаев фонда», президент Федерации тенниса Казахстана, вице-президент и член Совета директоров ITF Международной Федерации Тенниса
– Да.
– Как человек, работавший тренером в 90-е, получил власть, бизнес и активы в госкомпаниях?
– Ответ на этот вопрос хотели бы знать в Казахстане многие. Но сами понимаете, вокруг больших денег тайн всегда очень много. Если изучать официальную биографию Кайрата Боранбаева, то, действительно, не совсем понятно, как тренер-преподаватель может вдруг разом стать генеральным директором компании. Но ведь сами понимаете, это были так называемые «лихие» 90-е. Тогда и не такое случалось.
«Кайрат» не любят в том числе из-за достаточно самовлюбленного и заносчивого поведения многих его представителей
– Как эта история скажется на «Кайрате»? И возможно ли, что задержание связано в том числе с деятельностью в клубе?
– Сложно ответить. Если в скором времени Кайрата Боранбаева не отпустят, наверное, на клубе это все сказаться должно – ведь именно он являлся до последнего времени основным источником финансирования «Кайрата». Но предполагать, что задержание связано именно с деятельностью в футбольном клубе, думаю, оснований никаких нет.
– Вокруг «Кайрата» циркулировали слухи о финансовых махинациях? И какая репутация у клуба у большинства болельщиков?
– Вряд ли там можно говорить о каких-то махинациях, клуб-то частный, практически. За пределами Алматы «Кайрат» любят, конечно, не все болельщики – но и сторонников его хватает. По старой памяти – ведь когда-то, в советские времена, он был флагманом казахстанского клубного футбола. Более молодые болельщики не слишком любят «Кайрат» в том числе из-за достаточно самовлюбленного и заносчивого поведения многих его представителей. Достаточно упомянуть тут кайратовский девиз: «"Кайрат" – это я, "Кайрат" – это мы, "Кайрат" – это лучшие люди страны». То есть, все, кто болеет за другие клубы – вроде как, получается, хуже алматинцев.
– Приход Боранбаева стал причиной успехов клуба?
– Каких, например, успехов?
– Чемпионство 2020 года, вторые-третьи места в 2010-х.
– Чемпионство полноценным считают, в основном, болельщики «Кайрата», любители футбола из других городов часто называют его «ковидным». Знаете, как оно добывалось?
– Нет.
– Все команды были собраны в Алматы – и больше 90% матчей всего турнира были проведены именно там. То есть, спортивный принцип был, по сути, похерен. Хозяевам создали все мыслимые и немыслимые условия для завоевания чемпионства. Официально – якобы из-за того, что ни в одном другом городе страны не было необходимой инфраструктуры в достаточном количестве. Но многие связывают это все именно с фигурой Боранбаева.
Вместо трех запланированных кругов было проведено два. И почти все матчи соревнования – в Алматы и его городе-спутнике Талгар.
В год «ковидного» чемпионства «Кайрата» два тура были проведены с разъездами, остальные 20 – в Алматы и Талгаре. Вот и считайте сами.
Уже в следующем сезоне «Кайрат», практически сохранив «чемпионский» состав и усилив его, лишь подтвердил мнения своих недоброжелателей, став в турнире с разъездами только третьим.
– «Официально – якобы из-за того, что ни в одном другом городе страны не было необходимой инфраструктуры в достаточном количестве». Что вы имеете в виду?
– О необходимом количестве качественных футбольных полей, в том числе для проведения тренировочного процесса и гостиниц, точек питания. Ведь речь идет о размещении на тот момент в условиях жестких ограничений из-за коронавируса 12 команд Премьер-Лиги.
– Серебро и бронзу нельзя назвать успехами?
– Насчет вторых-третьих мест – имея постоянно один из двух самых больших по размеру клубных бюджетов в стране «Кайрат» и игровой состав имел соответствующий. Но в нормальных условиях стать чемпионом не смог ни разу. Кстати, для самого Кайрата Боранбаева, как он заявлял не раз, вторые-третьи места – не успех.
– Известно, как Боранбаев стал 100 процентным владельцев «Кайрата»?
– официально указано, что в 2012-м он стал председателем наблюдательного совета клуба. Но, как мне помнится, тогда он лишь принимал какое-то участие в финансировании. Подминал под себя клуб, так сказать. Мне кажется, что с 2013-го его начали называть владельцем ФК «Кайрат».
– До него «Кайрат» был на госфинансировании?
– По-разному, но к моменту его прихода, как я помню – да, на финансировании акимата города. до этого было время, когда он принадлежал нацкомпании железных дорог – «Казахстан Темир жолы». Тогда «Кайрат» становился чемпионом во второй раз (2004).
– Как госклуб стал частным?
– Попытки разгосударствления футбольных клубов у нас делались часто. но безуспешно. желающих не было. а тут нашелся.
– Возможно ли, что покупка Боранбаевым «Кайрата» – часть коррупционной схемы? Сверху сказали вложиться в клуб.
– Нет, все было похоже на то, что он с искренним желанием приходил в клуб поставить его на профессиональные рельсы, так сказать. Он реально любит футбол. Можно сказать – его фанат. К тому же, «Кайрат» – клуб, носящий его имя и многолетней историей.
– Подозреваете Боранбаева в меценатстве?
– Ну, где-то – да. Меценатство, которое должно было перерасти в выгодный бизнес. Но пока ожидавшейся им отдачи от клубной академии нет. Как и от перепродажи игроков. Опять же – зачастую из-за его собственных спорных решений.