«Играла команда из Майкопа — там все ребята с судимостью, у двоих убийства. Нашлись два тренера, отец и сын, взявшие на себя ответственность за эту команду, решили заниматься ей. Все парни понимали, что, если кто-то из них вновь пойдет по преступной дорожке, никакой команды не будет, все разрушится. Для них футбольная команда — новая жизнь, имеющая для них огромное значение. Надо было видеть, как тренеры работают с ребятами: грамотно разбирают с ними игры, дают правильные советы, спокойно подсказывают, не орут. Знаете, что они сделали после поражения»? — на этой интригующей ноте началось наше общение с директором по связям с общественностью компании «Мегафон» Петром Лидовым-Петровским.
В этом году «Мегафон» уже в 11-й раз провел футбольный турнир «Будущее зависит от тебя» — крупнейший спортивный социальный проект для детей-сирот. 30 тысяч участников, 140 городов, более 3,5 тысяч команд — подобному размаху детских футбольных соревнований могут позавидовать в любой стране.
Для детей это вопрос социализации
— Наш турнир появился в Петербурге 11 лет назад, — рассказал Лидов-Петровский. — Он проводился среди детских домов города и Ленинградской области. Мы поняли, что интерес к футболу у детей-сирот велик, однако не хватало объединяющей силы для этого движения. За годы проведения турнира мы так расширились, что теперь организуем соревнования в три этапа — сначала в городах, затем в столицах регионов, после чего лучшие команды выходят в сочинский суперфинал. В этом, году, кстати участвовали две команды из Петербурга. И пусть они не дошли до финала, но заслуженные призы увезли. Дмитрий Кастрюхин из центра для детей-сирот №53 признан лучшим вратарем турнира, а Александр Тихонов, из центра №11, стал лучшим нападающим.
— Почему финал проходит в Сочи?
— Мы давно так решили — еще в то время, когда там строились олимпийские объекты. Там хорошая футбольная инфраструктура, базы, поля, спортивный дух. Турнир проходит на тренировочной базе сборной России, нас поддерживает РФС. К тому же, дети должны получать возможность побывать на курорте, отдохнуть на море, посетить аквапарки. Сейчас в Сочи все классно, но достаточно дорого, поэтому мы рассматриваем в будущем и другие варианты — может быть, Анапа, Геленджик. Главное, чтобы была футбольная инфраструктура и хорошие условия для отдыха.
— В турнире участвуют команды из Китая, Таджикистана, Белоруссии других стран.
— Да, мы стараемся это делать и расширяться на международном уровне. В 2015 году, например, турнир выиграла команда из Китая. Цель соревнований не только спортивная. Это вопрос социализации для детей, возможность общаться с другими людьми из разных городов и стран, чего в обычной жизни они делать не могут.
Российские сироты играют против академии «Арсенала»
— Главный приз — поездка в Лондон, знакомство с футбольным клубом «Арсенал», великим тренером Арсеном Венгером. И все-таки — почему «Арсенал», а не какой-нибудь российский клуб?
— Во-первых, у нас хорошие отношения с Алишером Усмановым, владеющим долей «канониров», во-вторых, там играл Андрей Аршавин и мы устраивали его встречи с ребятами. Сейчас схема отработана, лондонцы понимают, какие цели мы преследуем, умеют работать с детьми. К тому же, у ребят есть шикарная возможность посмотреть футбол из ложи Усманова. Они не только смотрят матч, участвуют в мастер-классах и посещают достопримечательности Лондона, но и играют с академией «Арсенала». Понятно, что можно было бы возить парней и в какой-то российский клуб, но с точки зрения инфраструктуры лондонцы все-таки привлекательнее и интереснее для детей.
— У «Зенита» и «Краснодара» хорошая инфраструктура, есть свои академии.
— Согласен, но признайтесь, что посмотреть на «Арсенал» для детей привлекательнее, чем на «Краснодар». Считаю, это идеальный приз для команды-победителя, лучше может быть только поездка на чемпионат мира, однако это очень дорого. «Зенит», кстати, поддерживает все наши инициативы, за что мы очень благодарны клубу.
— Сколько денег уходит на организацию турнира?
— Около миллиона долларов.
Кандидаты для Леонида Слуцкого
— Соревнования посещали многие известные тренеры и футболисты, в том числе Леонид Слуцкий. Отметил ли он кого-нибудь из юных игроков?
— Сразу хочу сказать, что в нашем турнире достаточно талантливых ребят, однако они не занимаются футболом профессионально. У каждого есть возможность быть замеченным, но мы прекрасно понимаем — у клубов и сборных серьезные селекционные службы, и работа ведется по определенным принципам. Шанс, что кого-то из игроков возьмут на карандаш, есть, но он небольшой.
— Несмотря на это, одного из юных футболистов рекомендовали в юношескую команду «Ростова», а девочку заметили в национальной сборной.
— Это очень радостно для нас, мы следим за такими случаями и надеемся, что у мальчишек и девочек все получится. Повторюсь, шанс быть замеченными у ребят есть, однако это не первостепенная цель для турнира.
Все должно быть по-настоящему, как у профессионалов
— Арбитры, форма, классные поля — все это непременные атрибуты турнира?
— Именно так. Начинается все с заявки, которую мы тщательно проверяем, поскольку все должно быть сделано по правилам, без негативных явлений.
— Вы о подставных игроках?
— Да. Мы требуем документы, чтобы было четко ясно — ребенок учится именно в этом интернате, все в порядке. Даже в такой щепетильной теме, как дети-сироты, находятся умельцы-взрослые, которые хотят схитрить и как-то нажиться. Это необходимо пресекать. В России нам помогают РФС и министерство образования, а есть команды, где проверить это крайне сложно. Например, Китай.
— Вот они и выиграли прошлогодний турнир.
— (Смеется). Не будем никого ни в чем обвинять, тем более, они прониклись идеей турнира и всем происходящим, разделили свою поездку как раз с ребятами из Майкопа.
— Что насчет формы? Вы ее выдаете или командам нужно самим этим озаботиться?
— Мы предоставляем футбольную форму всем командам. А также дарим тренировочный инвентарь и атрибутику.
— Судьи?
— Работают профессиональные арбитры из системы РФС, все очень качественно. Мы исходим из того, чтобы все было по-настоящему, на профессиональном уровне, иначе зачем это делать?
Фавориты Евро — обычный круг подозреваемых
— Матчи между детьми смотреть гораздо интереснее, чем игры РФПЛ, это правда?
— Зачастую эмоции в детском футболе значительно сильнее, самоотверженность выше, а об искренности я вообще не говорю. Посмотришь это десять минут и уже не можешь оторваться, ты полностью погружен в процесс. Для детей это прежде всего игра, но она настолько серьезная, что незабитый пенальти — это вселенская трагедия, а гол или победа — колоссальная радость. В большом спорте такие эмоции возможны разве что на таких крупных турнирах, как чемпионат Европы.
— Вы за ним наверняка следите. Кто фаворит?
— Германия, Италия, Франция. Обычный круг подозреваемых. Но это я сужу по первым играм.
— Как вам Россия?
— Мне нравится Слуцкий, его подход, хотя по игре, конечно, проблемы есть.
— Давайте вернемся в начало нашего разговора. Команда из Майкопа проиграла, что было дальше?
— Меня удивило, что тренеры спокойно подошли к ребятам и сказали: «Мы проиграли, но ничего страшного, все молодцы». Очень позитивно. Вот бы любому спортсмену таких классных тренеров, которые не орут, а объясняют, разбирают ошибки, поддерживают тебя. Тут же подбежали парни из победившей команды, они пожали друг другу руки, все обнялись, пусть даже проигравшие ребята были со слезами на глазах… Парни из Майкопа благодаря команде учатся правильным вещам, хорошему отношению к другим людям, и такое поведение они наверняка перенесут и на своих детей. В этом и есть смысл нашего турнира.