«Спорт День за Днем» разбирается, кто купил «Милан» и что может ожидать «россонери» после ухода Сильвио Берлускони.
Новый Хан
Около 15.30 13 апреля 2017 года сделка по продаже «Милана» китайскому консорциуму была официально закрыта. Именно в это время договор был заверен нотариусом, тогда как все участники сделки, включая уже сложившего полномочия президента «россонери» Сильвио Берлускони, открывали шампанское и позировали для совместных фотографий.
Самый влиятельный человек Апеннин, медиамагнат и бывший премьер-министр Италии Берлускони купил клуб из родного города в феврале 1986 года. За 31 сезон «россонери» под его экспрессивным руководством завоевали 29 трофеев в серии А, Европе и мире, дали путевку в жизнь легендарным тренерам и игрокам (от Арриго Сакки и Карло Анчелотти до Марко ван Бастен и Андрея Шевченко), сделали «Милан» топ-клубом планеты и собрали армии болельщиков в каждом уголке Земли. Именно так о «Милане» узнали в Китае и решили сделать бизнес.
От китайского консорциума, который за восемь месяцев общения с Fininvest (компанией Берлускони) дважды менял название и пул партнеров, в сделке участвовали лишь два персонажа. Новоиспеченный владелец «Милана» Юнхун Ли и его правая рука Хан Ли, который прилетел за несколько дней до сделки в Италию, чтобы обговорить последние детали. Вместе с Берлускони и его окружением Хан Ли даже побывал на матче «Ювентус» — «Барселона». Кстати, китайцы тоже удачно подобрали время. Очевидно, для них было важно закрыть сделку до миланского дерби, пусть и получилось это сделать всего за два дня до матча «Интер» — «Милан». Одна из самых зрелищных игр в серии А станет рингом для китайских бизнесменов, которые будут меряться бюджетами, менеджментом, статусом и немножко футболом.
Кто они такие?
«Интер» свои переговоры с китайцами завершил летом, когда индонезийский бизнесмен Эрик Тохир продал контрольный пакет акций клуба холдингу Suning Commerce Group. Это гигантская китайская торговая сеть, занимающаяся продажей бытовой техники и электроники. Парни из Suning довольно влиятельны не только в Китае. А кто такой Юнхун Ли? Его не знают ни в Италии, ни, что смешно, в Китае.
— Никто в Китае не знает, кто эти люди, в то время как «Интер» выкупила хорошо известная компания Suning Group, — рассказал в интервью SportItalia легендарный тренер Марчелло Липпи.
Сначала Берлускони вел переговоры с Sino-Europe Sports, у которой был в управлении даже офис в Милане. Имена инвесторов, входящих в Sino-Europe Sports, тщательно скрывали, а сделку по продаже отодвигали сначала на декабрь 2016-го потом на март 2017-го, теперь и на апрель. Журналисты из Reuters провели актуальное расследование, итоги которого только подтвердили опасения фанов «Милана». О Sino-Europe Sports, которую в Reuters описывают как «сложную и запутанную сеть инвесторов и холдинговых компаний», вообще никто не слышал не то что в мире, но даже в Китае, а человек по имени Юнхун Ли — такая же загадка. Их офис в Шанхае существует, но туда нельзя пройти, а охранники рассказали, что слышали о такой компании, но ее сотрудников в лицо никогда не видели.
При этом к осени на счету Берлускони уже находились 200 млн евро, Сильвио верил: если китайцы заплатили такую сумму, отказываться от покупки они не будут. Только у Юнхуна Ли не нашлось денег.
Один китайский банк China Construction Bank обещал инвестировать в Sino-Europe Sports примерно 150 млн евро, но потом отказался. Все из-за того, что у Юнхуна Ли практически не было связей с китайской властью, которая внесла запрет на экспорт финансов из страны. Получилось, что инвесторы «Милана» какое-то время сами искали финансовую помощь. И нашли в США, где Юнхун Ли получил необходимую сумму (около 200 млн евро). Затем в Люксембурге (известной офшорной зоне) была создана компания Rossoneri Sport Investment Lux, которой «Милан» в итоге и продали за 740 млн евро.
— Уход из «Милана»... Это эмоционально и больно, — цитирует La Gazzetta dello Sport Берлускони. — Тем не менее современный футбол требует инвестиций, которые одна семья гарантировать не может.
Надежда на выходца из «Интера»
У Rossoneri Sport Investment Lux эти деньги есть, и выход на Китай позволит им приобрести еще больше фанатов и зарабатывать на предсезонных турне. Да уже весь футбольный Милан работает по китайскому графику. Дерби начнется в 12.30 по итальянскому времени, тогда как топовые матчи серии А всегда назначают на 20.45. Но в Китае в это время давно спят. Поэтому отныне в футбол положено играть утром…
Дальше будет лето, когда Rossoneri Sport Investment Lux начнет тратить более 100 млн евро на трансферы, и сейчас время заволноваться даже Винченцо Монтелле.
Главный тренер «Милана» работает на «Сан-Сиро» с лета 2016 года и хотел бы остаться подольше. Его хорошо знает Марко Фассоне — новый гендиректор «Милана», который ранее занимал такую же должность в «Интере». Фассоне должен стать тем человеком, который объяснит китайцам, как вести футбольный бизнес и как общаться с тренерами и игроками.
Именно на Фассоне держится будущее «Милана». Ведь свалиться в яму к «Валенсии», где сингапурский бизнесмен совершенно бездарно тратит свои деньги и окружает себя людьми, которые доверяются крупным агентам и постоянно меняют тренеров, очень просто. «Валенсия» обитает на дне турнирной таблицы — вот куда можно скатиться с миллионными инвестициями.
Главное, из-за чего стоит переживать «Милану»: не убежит ли Юнхун Ли после нескольких неудачных отрезков? О нем никто не знает, но он находит нужные деньги для покупки клуба — выглядит очень странно, не так ли? И что бы Юнхун Ли делал, если бы не нашел инвесторов в США для завершения сделки? Даже первые летние трансферы «Милана» могут лишь ввести в заблуждение. Ведь можно выложить 60 млн евро за Александра Ляказетта, а потом лишиться владельца клуба, который тихо сбежит, оставив за собой только долги. Когда-то такое произошло в «Хетафе». Конечно, статус и уровень «Милана» выше, но это значит только одно: падать будет больнее.