Лучшая фигуристка начала XXI века празднует юбилей. Ирина Слуцкая успевает совмещать самую разнообразную деятельность: ледовые шоу, собственная школа фигурного катания, работа в Московской областной думе, проекты на телевидении и, конечно, семья.
– Недавно вы устроили ледовое шоу на замерзшем озере. Где это происходило?
– Это замерзшее озеро во Владимирской области, городе Доброграде. История о любви, бесконечности. Участие приняли настоящие звезды, олимпийские чемпионы Алексей Ягудин, Татьяна Навка и другие. Шоу будет гастролировать по России. Это уже второй наш опыт проведения такого мероприятия на озере.
– Где размещались зрители, ведь это не стадион?
– Площадка была качественно подготовлена, на ней проходит фестиваль «PRO Добро». На озере есть плавучая сцена и трибуны, вмещающие 2500 человек. Шоу шло два дня, поэтому мероприятие посетили 5000 человек.
– Это не опасно – устраивать шоу на озере?
– Толщина льда – более 50 см, запросто выдерживает автомобили. Для России это первый подобный опыт, но в мире такой формат используется.
– Восьмилетняя дочь Варвара тоже принимает участие в ваших шоу?
– После Нового года она выступала в детском шоу, сейчас тоже показала сольный номер. Для нее это площадка, чтобы еще лучше научиться собираться, выполнять нужные элементы.
– Кто тренирует Варвару?
– Вазген Азроян, выступавший в танцах на льду. Участник Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы.
– То есть все серьезно.
– Пока ребенку нравится, пусть катается, а там посмотрим.
– Есть ли уже в арсенале сложные прыжки?
– Она соответствует возрасту. Мы ее не ломаем, чтобы она совсем в юном возрасте делала элементы ультра-си. Катается, делает прыжки. Нет стремления любыми путями сделать из нее чемпионку. Пусть получает удовольствие. Конечно, учим ее серьезно относиться к труду, работе.
– Сейчас много разговоров о жесткости тренеров. Варвара не жаловалась на это?
– Самый строгий тренер для моей дочки – это я. Поймите, что строгость тоже может быть разной. Кого-то нужно пожурить, кого-то по голове погладить. Тренер должен быть профессионалом – не только наставником, педагогом, но и психологом.
– Когда ждать воспитанниц вашей школы фигурного катания на крупных соревнованиях?
– Конечно, тренеры, которые работают в моей школе, стремятся к результату. Занимаемся, готовимся, выступаем на соревнованиях. Школа у меня еще молодая, дети тоже юные.
– В Пекине-2022 кого-то ждать или чересчур рано?
– Давайте не будем загадывать, лучше тренироваться.
– Сын Артем, которому 11 лет, занимается хоккеем?
– Да, играет в подмосковной команде, ему очень нравится. Для меня мои дети всегда самые лучшие и гениальные, но заявлять о том, что они будут мегачемпионами, не надо. Пусть растут, как нормальные дети, занимаются спортом, а дальше посмотрим.
– Следили за чемпионатом Европы в Минске и удивлены ли победе Софьи Самодуровой?
– Смотрела чемпионат. Чему удивляться, когда человек выходит и катает сложную программу без ошибок, помарок. Это спорт – иногда побеждают не те, от кого мы этого ждем. Софья с самого начала сезона показывает высокие результаты – ее сильное катание принесло золото.
– Программа Самодуровой считается не очень компонентной для победы на чемпионате мира. Разделяете такое мнение?
– Она уже входит в разряд топовых спортсменок. Компоненты – такая вещь, которую можно доработать, усилить. Ее тренер Алексей Николаевич Мишин приложит все усилия, чтобы вывести компоненты на максимальный уровень.
– Вам ближе тренерский подход Мишина или Этери Тутберидзе?
– Не буду это обсуждать, так как не знаю, как тренирует Этери Георгиевна. Видела, как тренирует Мишин. Он мегапрофессиональный специалист.
– Состав на чемпионат мира до сих пор не определен. Понятно, что должны ехать Самодурова и Загитова. А кто третий – Туктамышева, Медведева, Константинова?
– Это решение принимает федерация фигурного катания. Предстоящий Кубок России – еще один просмотр, чтобы определить, кто в какой форме. Выбор между Константиновой, Медведевой и Туктамышевой. Если разложить сезон и посмотреть, кто как выступал, должна ехать Лиза. Она каталась действительно хорошо – качественные, сложные программы. Женя тоже достойна поехать, так как находится в ранге двукратной чемпионки мира. Константинова на чемпионате Европы показала прекрасную, сильную произвольную программу. Посмотрим, что решит федерация.
– Фаворитом ЧМ будет японка Кихира?
– Помимо Кихиры, есть еще одна японка, а сама Рика продолжает ошибаться. По уровню подготовки самые сильные – наши девочки и японки. Тут скорее вопрос, у кого крепче окажутся нервы. Еще один важный фактор, где будет проходить чемпионат мира, – в Японии. Скажем так, хозяев могут поддерживать больше. Я возлагаю большие надежды на нашу олимпийскую чемпионку и Софью, так как катаются все очень здорово.
– За нынешними чемпионками подрастает мощное поколение. Насколько я понимаю, вам импонирует Алена Косторная. Чем она отличается от остальных?
– Хочу отметить, какие элементы делают наши девочки – Трусова и Щербакова, но в Алене Косторной уже, несмотря на юный возраст, переплетаются техника и продуманное, взрослое катание. У нее такая техника, которая не может оставить равнодушной. Хочется, чтобы к следующему сезону, когда девочки смогут выступать на взрослом уровне, они не растеряли мастерство и продолжали показывать фантастическую технику.
– Вы депутат Московской областной думы. Сколько человек приходит к вам в день приема?
– Это может быть и 40 человек, и 5 человек. Округ у меня большой, все зависит от конкретного поселения. Приемы у меня достаточно частые. Поначалу приходило очень много людей, сейчас чуть меньше. К сожалению, вопросы примерно одни и те же.
– Самый типичный вопрос?
– ЖКХ, мусор, лекарства, обманутые дольщики, строительство школ, оснащение поликлиник и больниц. Стараемся помочь каждому человеку, разобраться в проблеме.
– Бывает, что люди приходят сделать селфи или взять автограф, а не обсудить проблему?
– Раньше бывало, сейчас уже такого нет. Люди приходят с надеждой, что им помогут, – это самое важное.
– Вы очень трепетно относитесь к вопросу питания детей в школах.
– Меня интересует, чем наполняются вендинговые аппараты в школах. Их наполнение меня беспокоит как маму. Важно, чтобы там была не салатового цвета вода, а нужные продукты.
– Проект «Ходи, Россия!», которым вы занимаетесь, – тоже о здоровом образе жизни.
– Занимаюсь этим проектом достаточно давно, продвигаю скандинавскую ходьбу вместе со своей некоммерческой организацией «Добровольный физкультурный союз». Скандинавская ходьба – отличный вид спорта для всех, а особенно – для пожилых людей, хороший способ реабилитации.
– У вас сейчас есть проекты на телевидении?
– Рассматриваю один вариант, но пока не могу о нем рассказать. На сегодняшний день у меня есть возможность выбирать, поэтому если мне некомфортно и душа не лежит, в таком проекте работать не буду.
– Вы по-прежнему тренируетесь четыре-пять раз в неделю?
– Стараюсь. Не всегда получается, так как работы очень много, особенно это касается Московской областной думы.
– Прыжки исполняете?
– Скажите, пожалуйста, для чего мне это надо (смеется)? Иногда случаются такие моменты, когда хочется прыгать, но главное тут – не переборщить. Прыгать надо, когда находишься в большом спорте, но все-таки не в моем возрасте. Разве что в свое удовольствие и на шоу.
– Вы сделали несколько революционных прыжков – первой в женском одиночном катании. Что нужно для таких достижений прежде всего – монотонная работа или крепкая психология?
– На тренировках я всегда старалась сделать больше, чем могу. Это позволяло увереннее чувствовать себя на соревнованиях. Тренировки фигуристок – адская монотонная работа. К сожалению или к счастью, есть всего пять прыжков, которые мы учим с утра и до вечера. Я шла на эксперименты, соединяла то, что трудно соединить. В этом нет ничего необычного – все фигуристы так делают. Я любила пробовать что-то новое. Жаль, что в то время была другая система судейства, поэтому многие мои элементы, которые сейчас приносят баллы, не засчитывались. Очень рада, что это помнят и равняются на меня, как я когда-то равнялась на Ирину Роднину, Елену Водорезову, Киру Иванову и других.
– На зарубежных фигуристок тоже равнялись? Может быть, на Катарину Витт, рекорд которой вы побили – семь золотых медалей ЧЕ против шести.
– Да, как раз на Катарину Витт. Она мне всегда очень нравилась. Не хотелось быть похожей на нее, но мечтала встать в один ряд с такой великой спортсменкой.
– В ваше время и раньше фигуристок никогда не называли девочками-роботами. Почему так происходит сейчас?
– Наши девушки исполняют элементы ультра-си, о которых и взрослые иногда не могут подумать. Они же, по сути своей дети, прыгают здорово, классно, и все же людям тоже хочется такого красивого катания, которое бы разбавляло прыжки.,
– В этом смысле современный образец фигурного катания – Елизавета Туктамышева, которой уже 22 года?
– Я когда слышу «ей-то уже 22 года», немного смешно, пусть она и сама так говорит. Да, на фоне 14-летних девочек ей уже 22, а на фоне того, как мы смотрим на нее с высоты своего полета – ей еще 22. Лиза – уникальная спортсменка, прошла феноменальный взлет, когда выиграла в один год «Европу» и «мир», потом был спад, сейчас она снова в лидерах. У нас таких спортсменок, которые сочетают в себе и красоту, и технику, все-таки достаточно – не одна Лиза такая (улыбается).