Сергей Игнашевич вернулся в сборную России! Теперь в предварительной заявке нашей национальной команды пять штатных центральных защитников — это 38-летний игрок ЦСКА, а также Илья Кутепов («Спартак»), Владимир Гранат («Динамо»), Андрей Семенов («Ахмат») и Роман Нойштедтер («Фенербахче» Турция). Эта пятерка будет претендовать на два-три места в «основе» — в зависимости от того, какую тактическую схему выберет Станислав Черчесов: с двумя центральными защитниками или с тремя. Похоже, главный тренер и сам до сих пор сомневается. «Если раньше у нас был определенный блок — Кудряшов, Васин, Джикия, — то сейчас надо думать, что правильнее для этого состава. Мы играли с тремя центральными, но теперь еще раз все проанализируем», — сказал Черчесов после объявления состава на ЧМ-2018.
Сравним выступление центральных защитников сборной России в сезоне-2017/18 при помощи полезной статистики сайта Sofascore. Для Игнашевича, Кутепова, Граната и Семенова — это цифры по премьер-лиге, а для Нойштедтера — в чемпионате Турции, который в целом сопоставим по уровню с РФПЛ. В этом материале не будем касаться Федора Кудряшова, несмотря на то что при схеме с тремя центральными защитниками он используется Черчесовым на месте левого центрального. Однако его статистика по сезону менее показательна с точки зрения сопоставления конкурентов, поскольку в «Рубине» Кудряшов, как правило, появляется на левом фланге. Если Черчесов решит перейти на тактическую систему с четырьмя защитниками, то Федор, конечно, отпадет.
Почти все центральные защитники сборной России получили солидную практику в своих чемпионатах. Разве что Кутепов играл меньше других. Илья — лишь десятый в «Спартаке» по проведенному на поле времени: он 11 раз оставался в запасе и еще трижды выходил на замену. Обращает на себя внимание результативность Нойштедтера, забившего три гола в турецкой Суперлиге. Мы знаем, что Игнашевич опасен у чужих ворот при «стандартах», но Роман — тоже.
Игнашевич и Кутепов — лучшие с точки зрения ведения единоборств. Защитник «Спартака» действует в агрессивной манере, чаще всех лезет в борьбу за мяч. При этом достаточно эффективен как внизу, так и наверху. Другое дело, что Кутепова подводят тактические промахи и любовь к захватам соперников руками в собственной штрафной. Отсюда результативные ошибки спартаковца во многих серьезных матчах. Как тренеру доверять игроку в такой ситуации?
У Игнашевича самый высокий процент выигранных единоборств. Впрочем, на «втором этаже» настоящий король — Семенов, побеждающий в 71% дуэлей! Зато на земле игрок «Ахмата» отнимает мяч достаточно плохо. В целом же слабейшим по единоборствам в нынешнем сезоне стал Гранат. Он реже других центральных защитников сборной России вступает в борьбу, а выигрывает лишь 46%.
По сумме различных оборонительных действий опять же выделяется Кутепов. Спартаковец совершает наибольшее количество отборов и перехватов мяча. По этой статистике он заметно опережает, к примеру, Семенова (на 1,3 отбора) и Нойштедтера (2,3 перехвата). Цифры отражают стиль игры Кутепова, который готов рискнуть вместо того, чтобы выйти победителем из эпизода за счет грамотной позиционной игры. Игнашевич хорош в чтении эпизода — в ЦСКА он зачастую страхует двух других центральных защитников. Чаще армейца выносит мяч из штрафной и блокирует удары соперника только Семенов, но нужно учитывать, сколько времени проводят у своих ворот «Ахмат» и армейцы.
Больше всего передач за 90 минут игры выполняет Игнашевич. Это неудивительно, ведь ЦСКА — претендент на чемпионство. Нойштедтера можно назвать самым аккуратным из защитников при владении мячом (87% точности). При этом странно, что у него в «Фенербахче» так мало точных передач на чужую треть поля. В принципе Роман умеет неплохо распорядиться мячом, что он и доказывал, выходя на позиции опорного полузащитника.
Насколько ценен Игнашевич, когда нужно хорошо начать атаку, демонстрируют его цифры: Сергей — лучший по точным пасам на чужую треть, по точности длинных передач. Мастерство и в 38 лет никуда не пропадет. А вот Гранату и тут похвастаться особо нечем — его приглашение в сборную России вызывает вопросы.
Игнашевич фолит меньше всех среди стопперов сборной России — не получил ни одной желтой или красной карточки. Это свидетельствует и о классе защитника, и о его манере игры. Интересно, в 11 матчах Лиги чемпионов и Лиги Европы сезона армеец также обошелся без «горчичников». По нарушениям сомнительное лидерство у Кутепова, по карточкам — у Граната.
Каков же «диагноз»? Безрадостный. Даже после возвращения Игнашевича центр обороны остается самым проблемным звеном сборной России. Нашим центральным защитникам недостает скорости по сравнению как с нападающими соперников, так и с коллегами по амплуа из ведущих сборных мира. Того же Игнашевича, объективно говоря, нельзя ставить в схеме с четырьмя защитниками при более-менее высокой линии обороны, поскольку будет слишком много свободного пространства для него. Под модель 4-x-x годятся его менее возрастные конкуренты. С другой стороны, на ЧМ-2018 будет важен опыт Игнашевича в больших матчах, как, кстати, и опыт выступлений Нойштедтера в бундеслиге. В связи с этим тройка Игнашевич — Нойштедтер — Кудряшов выглядит оптимальным вариантом. И забудьте о том, что Килиан Мбаппе дважды легко накрутил страховавшего всех «русского немца» в штрафной Андрея Лунева по ходу матча Россия — Франция. Один в один игрок уровня и быстроты Мбаппе легко разберется с любым российским защитником, включая Игнашевича. Подобные моменты просто нельзя допускать благодаря коллективным действиям в обороне.