На три вопроса о возможном реформировании чемпионата России ответили эксперты «Спорта» — почетный президент РФС Вячеслав Колосков, экс президент футбольных клубов «Спартак» и «Химки» Андрей Червиченко, бывший защитник сборной СССР Александр Бубнов.
Чего ожидаете от третьего круга в первой восьмерке?
Колосков: В первую очередь острой борьбы за медали и места в еврокубках. При такой плотности команд можно ожидать, что определяющие матчи будут вплоть до последнего тура. Так что возрастание интереса к последнему отрезку чемпионата со стороны болельщиков гарантировано. А вот на высокое качество футбола исключительно во всех матчах я бы не рассчитывал. Потому как если у команд были существенные игровые проблемы, то за короткий срок решить их вряд ли удастся. Остается надеяться, что такие клубы с пользой проведут зимнюю паузу и новички их придутся ко двору.
Бубнов: Учитывая амбиции практически всех клубов, их возможности и принципиальные отношения между болельщиками, жду непримиримой борьбы за медали.
Червиченко: Во-первых, ожидаю изменений в таблице. Уверен, что в такой последовательности, какая установилась сейчас, команды к финишу не придут. Кроме того, думаю, если с самого начала никто не провалится, то по интриге мы можем увидеть беспрецедентный чемпионат, в котором не только призеры, но и участники еврокубков могут определиться только в последнем туре.
Имеет ли смысл для повышения уровня конкуренции сократить количество команд в премьер-лиге? Сколько в ней должно играть команд?
Колосков: У нас все-таки не настолько слабая конкуренция. Это на Украине лишь две команды претендуют на золото, в российском же чемпионате таких как минимум пять. Да, есть и аутсайдеры, есть клубы, погрязшие в финансовых проблемах. Но от такого невозможно застраховаться. Какое-то расслоение всегда будет. Тема оптимального количества команд часто возникала за те 26 лет, что я руководил советским, а потом российским футболом. По разным причинам приходилось то увеличивать, то сокращать высший дивизион, но всегда в итоге приходили к 16 командам. Именно такое количество — оптимальное. Думаю, эту тему уже надо закрыть.
Бубнов: Нынешний переходный сезон из трех кругов я называю «чемпионат-урод». Но зато он неожиданно для функционеров провел четкую грань между клубами, которые соответствуют премьер-лиге, и всеми остальными. Задолго до окончания второго круга стало понятно, кто продолжит борьбу за медали, а кому до этого «как до луны». Кроме первой восьмерки, пожалуй, есть еще два клуба, способные бороться за что-то серьезное, — это и есть оптимальное количество. Я давно уже говорил, что надо делать меньше команд. Помимо повышения конкуренции это автоматически выбивает почву из-под ног тех, кто привык играть договорные матчи. Клубы, претендующие на медали, договориться между собой не могут. За исключением, возможно, редких случаев. Но это гораздо легче отследить. Занимайся организацией соревнований во всех дивизионах профессионалы, они уже давно провели бы реформы. Но Мутко, например, собирался еще больше расширять премьер-лигу.
Червиченко: По моему мнению, надо не сокращать, а увеличивать премьер-лигу до 18 команд. Только чтобы среди них было больше частных, имеющих ясную стратегию развития, задачи и возможности для их решения. Не нужны те, кто просто пребывает среди сильнейших, выкачивая деньги из местного бюджета. Не считаю, что сейчас слабая конкуренция. Понятно, что ряд команд по своему уровню заметно превосходят остальные, но это не означает отсутствия борьбы и предсказуемости результатов. В последние два сезона в премьер-лиге нет явных «покойников», не способных набрать за чемпионат и 20 очков. И, например, та же «Алания», претендующая на повышение в классе, среди сильнейших окажется с «запасом».
Может быть, составить регламент таким образом, чтобы на решающем этапе первые 6 или 8 клубов играли только между собой?
Колосков: Такая инициатива — палка о двух концах. Чемпионат у нас теперь будет заканчиваться в конце весны, каждые два года накануне финальной стадии первенства мира или Европы. В каком состоянии после такого финиша окажутся футболисты? Может быть, их лечить придется в психиатрической клинике от психологических перегрузок. Конечно, обилие матчей, в которых силы явно не равны, не способствует повышению конкуренции и качеству футбола. Но матчи максимального накала могут привести к эмоциональному и физическому истощению, повышенному травматизму. Поэтому считаю, пока не стоит задумываться об искусственном повышении конкуренции.
Бубнов: Как я уже сказал, надо не делать отдельный этап с матчами лидеров между собой, а сокращать количество команд. При таком формате, уверен, никто даже не задумается о том, как повысить конкуренцию хотя бы в одной части чемпионата.
Червиченко: Искусственно распределять команды по силам неправильно. Уступающие в классе тоже должны играть с ведущими клубами, это дает им очень полезный опыт и возможности для развития. Больше внимания нужно уделять второй восьмерке, чтобы на финише турнира мотивированных было как можно больше. Считаю очень уместным введение переходных матчей между 13-й и 14-й командами премьер-лиги и 3-й и 4-й командами первого дивизиона.