Почти три недели чемпионата мира — это уже дистанция: первый водораздел мундиаля, турниры в группах, позволяет отсечь прошлое от настоящего и будущего. Потому что главные акценты расставлены, приоритеты намечены, а откровенные неудачники разъехались по домам.
Команды и люди, провалы и взлеты, характеры и лица, события и факты — в рейтинге «Спорта», подводящем черту под долгим стартовым отрезком африканского турнира.
1. Италия и Франция: расстрел финалистов
Четыре года назад эта парочка тоже очень многим не нравилась: Франция и Италия, добравшись до финального матча чемпионата мира, приняли в свой адрес по ходу турнира критических стрел больше, чем их куда более неудачливые в турнирном плане конкуренты. В Берлине итальянцы французов в итоге передавили, выбив из игры гениального Зинедина Зидана, и взяли свой четвертый Кубок мира.
В ЮАР все вышло шиворот-навыворот. Сборная Франции, ведомая пустопорожним тренером Раймоном Доменеком, который верит в гороскопы больше, чем в своих футболистов, прикрыла за собой дверь, набрав в трех матчах всего лишь одно очко, забив один гол (совершенно ничего уже не решавший) и учинив серию громких скандалов. Италия во главе с мудрым Марчелло Липпи проследовала в пустоту немногим позже — с двумя очками и четырьмя забитыми мячами в багаже, однако тоже став последней в своей далеко не самой сильной по составу группе.
Позорная игра экс-грандов явилась предметом самых горячих диспутов в футбольных кругах. И в ряду таких параметров диагноза, как дистанционная усталость, неправильно выбранная стратегия и ужасное невезение, фигурирует полное отсутствие мотивации. Иными словами, зажрались ребята. Уж извините за грубость.
В грустном заочном споре лузеров Италия, как и четыре года назад, снова переиграла Францию. Да только кому это интересно?
2. Jabulani: мифы и реальность
Официальный мяч чемпионата мира стал одним из главных антигероев мундиаля. Jabulani принялись хаять и стали бояться задолго до 11 июня, потому что характер у него, поговаривают, вздорный и непредсказуемый, летать он не умеет, а весу в нем пшик. Курьезных голов, гарантировали критики, мир увидит в ЮАР столько, сколько ему прежде и не снилось.
Но наступило 11 июня, минуло 20-е, вот уже и июль на пороге — а голы, которых на групповой стадии было забито всего-то 101 (чуть более 2,10 в среднем за матч), случаются большей частью самые обычные. Более того, мячей, залетевших в рамы после дальних выстрелов, в ЮАР катастрофически мало. А ведь они так нравятся зрителям! Прямыми же ударами со штрафных в квалификации отличились одни лишь японцы, два раза подряд наказавшие датчан. И это тоже весьма необычно, поскольку стандартные положения и их грамотная реализация — одна из базовых функций современных футбольных моделей.
Словом, мяч как мяч. Jabulani как Jabulani. С языка исизулу, одного из одиннадцати официальных языков, принятых в ЮАР, переводится как «счастье, празднование». В его дизайне использованы одиннадцать цветов в честь не только тех самых одиннадцати официальных языков, но также одиннадцати юаровских общин и одиннадцати игроков любой футбольной команды. Кроме того, одиннадцать цветов напоминают о том, что мяч является одиннадцатым официальным мячом, разработанным для чемпионатов мира. Он полностью сделан из термопластического полиуретана. Самый легкий в истории (440 граммов). Самый круглый (длина окружности — 69 сантиметров). Самый аэродинамичный. Только и всего.
А те, кому он мешал до начала турнира и мешает во время него, — просто неважные танцоры.
3. Вратари: минус полкоманды
Числа эдак 12 июля оргкомитет чемпионата мира назовет лучших футболистов турнира. Претенденты, как всегда, будут, в основном, выбираться из первого квартета, и кто окажется в этом почетном ряду, предсказать сегодня нереально. Но совершенно точно в нем не найдется места двум голкиперам, совершившим чудовищные ошибки в первых же матчах своих команд.
Первым, 12 июня, отличился англичанин Роберт Грин, забывший поймать мяч после детского удара американца Клинта Демпси на 40-й минуте принципиального поединка. Демпси покатил мяч прямо в руки Грину метров, наверное, с 18, однако вратарь умудрился организовать лазейку где-то между ладонями и локтями — туда снаряд и юркнул, оставив Англию без победы и вселив в нее неуверенность в завтрашнем дне.
Сутки спустя отличился алжирский вратарь Фаузи Шауши, которого несильным ударом из-за пределов штрафной площади пригвоздил к позорному столбу словенец Роберт Корен. Вместо того чтобы надежно отразить удар, Шауши вознамерился поймать мяч, но действовал при этом настолько нелепо, что живо напомнил Буратино, чьи деревянные конечности, как известно, вращались только в одной плоскости.
Печальные примеры Грина и Шауши, видимо, насторожили их коллег по цеху. Вратарские ошибки в ходе группового турнира имели, безусловно, место, но до пионеров никто дотянуться не сумел.
4. Криштиану Роналду: корейский цирк
Как только у Криштиану Роналду на носу выскакивает прыщик, в транс одномоментно впадает половина женского населения планеты Земля. Ведь он такой красавчик, такая лапочка! Если Криштиану Роналду бьет по воротам противника, лупит, понимаешь, изо всех сил, а коварные Jabulani летают мимо да мимо, к тревогам женской армады поклонников португальского Golden Boy немедленно подключается и мужская. Ведь он и в футбол, по ходу дела, играет совсем неплохо.
Пока Португалия громила 21 июня Серверную Корею, а дорогой руководитель Ким Чен Ир в своем пхеньянском бункере готовил план репрессий, оставшаяся часть населения дружно переживала за своего Криштиану. Ну что же это такое, в самом деле? На табло 5:0, уже забили все, кто этого хотел, а гиперлучший из мегалучших сподобился всего лишь на один голевой пас. Прямо ужасы какие-то.
И тут настала 81-я минута. Криштиану, поблескивая набриолиненными бачками, получил пас из глубины поля, но отчего-то не до конца в его механике разобрался. В общем, мяч взвился над изящно изогнутой спиной устремленного к воротам суперфорварда, коснулся его божественного затылка, перепрыгнул на гениальный лоб и покорно спустился к уникальной правой стопе, обутой в крокодиловой кожи бутсу с персональным лейблом на заднике. Тут его Криштиану и ущучил: отправил, не давая опуститься на грешную землю, в нижний угол корейских ворот.
Суммарный выдох облегчения всего прогрессивного человечества, как свидетельствуют независимые сейсмологи, породил небольшое цунами где-то в районе острова Мадейра.
5. Судьи: Ирматов и другие
Благо для футбола, что громкие судейские скандалы миновали групповую стадию чемпионата мира. Все-таки 48 матчей, как ни крути, то бишь три четверти дороги — и, надо же, обошлось без гнусных подозрений в предвзятости, низком уровне квалификации и высоком — коррумпированности. Нет, ошибки, конечно, были, куда без них? Одни только голы американцев, забитые чисто, аккуратно, добросовестно, но отчего-то отмененные арбитрами, чего стоят! Однако ведь футбол, как любит повторять бывший глава бывшей КФА Сергей Владимирович Зуев, игра людей, а не машин, и в этом его прелесть. Одна из них, по крайней мере.
В ряду арбитров, достойно прошагавших по дистанции группового турнира, — 32-летний гражданин Узбекистана Равшан Ирматов, восходящая звезда мирового футбольного корпуса. Равшан отработал на первой стадии три матча: самый первый (невиданная честь!), ЮАР — Уругвай (1:1), Англия — Алжир (0:0) и Греция — Аргентина (0:2). И в каждом из них оставался самой незаметной на поле фигурой, что, как известно, является высшим критерием класса рефери. При прочих равных условиях, само собой.
Бог даст, Ирматов дойдет до финиша чемпионата в заданном режиме. А то, глядишь, и до финала доберется. Ведь если в решающем матче встретятся европейская сборная и южноамериканская, судейский комитет ФИФА просто вынужден будет искать в списке рефери представителя незаинтересованной конфедерации. Например, Азии.
6. Сербия: братья по разуму
Как же они все-таки на нас похожи — сербы-братушки, за которых Россия так искренне радовалась, напутствуя сборную Радомира Антича перед долгой (мы очень на это надеялись) дорогой! Россия в Сербию верила, страдала за нее, огорчалась и радовалась, смеялась и плакала потом. Зов крови, что вы хотите?
А сербы сыграли в ЮАР чисто по-русски: старательно создали себе проблемы, а потом, сжав зубы, ринулись их решать. Сначала позорно продули никакущей Гане, потому что Здравко Кузманович продемонстрировал всей планете, что руки у него длиннее, чем все мозговые извилины вместе взятые; затем в блестящем стиле переиграли (именно переиграли) могучую Германию, выжав из ситуации абсолютный максимум; и тут же оступились на Австралии. Хотя, казалось, пойманный несколькими днями ранее кураж должен был сообщить Красичу, Видичу, Ивановичу и компании победную энергетику.
Критики упрекают Сербию в излишней осторожности и, более того, трусости: ведь даже в матче с немцами, имея численное большинство, команда чаще оглядывалась назад, чем летела вперед. Но, простите, таков уж современный рациональный футбол, в котором именно оборона правит бал. А проиграли свой чемпионат наши братья совсем по иной причине, и имя ей — менталитет. Наш, родной, совковый.
7. Трибуны: полна коробочка
Посещаемость матчей чемпионата мира радует не только богатеющих с каждым часом организаторов и футболистов, которые любят играть при полных трибунах, но даже и телезрителей: «картинка» становится полной и яркой, а пустоты, характерные, например, для матчей чемпионата России, не мозолят глаз.
Так, на первых пяти матчах группового этапа присутствовали в среднем 54,8 тысячи зрителей, и представитель ФИФА Николас Мэйнгот пояснил, что по данному показателю турнир в ЮАР уступил лишь первенству в США 1994 года: тогда средняя посещаемость стартовых матчей составляла почти 69 тысяч человек. Первые одиннадцать игр с трибун посмотрели 584 396 человек, а после матча Парагвай — Новая Зеландия, который состоялся 24 июня, общая посещаемость игр достигла отметки в два миллиона. Однако ФИФА, отмечая все эти весьма и весьма приличные показатели, признает, что организаторам удалось выявить случаи, когда болельщики, заранее купившие билеты, не смогли попасть на вожделенные матчи. В основном это связано с транспортными проблемами. Например, свое негативное воздействие на уровень заполняемости трибун оказали трудности с пароходным соединением между городами, в которых проходят встречи турнира. Впрочем, показатель средней посещаемости игр на групповой стадии все равно стал вторым в истории Кубков мира — после тех же США, разумеется. Но при этом следует, конечно, отдавать себе отчет в том, что в Америке стадионы, на которых могут разместиться меньше 80 тысяч зрителей, и за стадионы-то не считаются.
8. Африка: прогресс отложен
Шести африканским сборным, пробившимся, согласно квоте ФИФА, в ЮАР, прочили невиданные ранее на чемпионатах мира успехи. В таком прогнозе читались как минимум две качественные составляющие: неуклонный прогресс индивидуального мастерства африканских ребят и родные стены. Но обе, что называется, не сыграли. Потому что «индивидуальное» и «мастерство» — понятия очень многогранные и работают только в плотной связке, а родные стены, при всей их магической силе, помогают в очень относительной степени, далеко не всегда и отнюдь не каждому.
После групповой квалификации Африка лишилась пятерых делегатов — Камерун, Алжир, Нигерия, Кот-д’Ивуар и ЮАР из сетки турнира уныло выпали, одержав на всех две победы, забив 12 мячей и пропустив 20. А Гана просочилась в плей-офф через два пенальти, поставленных в ворота Сербии и Австралии. Зато сам плей-офф начался для африканцев с качественного, насыщенного событиями матча против США, который они вытянули на жилах — 2:1. Попасть в восьмерку лучших на планете — это дорогого стоит.
Но если оставить в покое отдельно взятую Гану, то суждено футбольной Африке остаться в памяти людской только лишь белозубой улыбкой Самуэля Это’О, расточаемой по поводу и без, безумными заявлениями Питера Одемвингие, который по-прежнему считает себя лучшим игроком всех времен и народов, да роскошным голом Сифиле Тшабалалы в матче открытия чемпионата.
Таков африканский крест как минимум на четыре ближайших года.
9. Азия: с раскосыми и жадными глазами
Если африканские команды (а также, к слову сказать, и европейские) понесли на стадии группового отбора куда более серьезные, чем можно было предположить, потери, то Азия может праздновать успех. Из четырех представителей конфедерации, которая считается предпоследней по силе в мировом футболе (ниже только Океания), в плей-офф пробилась ровно половина. А это уже серьезно.
Неудивительно, что успех сопутствовал старожилам азиатской конфедерации — сборным Южной Кореи и Японии. Восемь лет назад национальные команды этих стран (особенно корейцы) сотворили немало сенсаций на домашнем для них Кубке мира, а теперь подтвердили неслучайность своих претензий. Есть при этом полный резон отметить, что соперники по группам у азиатов были те еще, но уступили они только явным фаворитам: корейцы — аргентинцам, а японцы — голландцам.
Австралия, недавно перебравшаяся из Океании в Азию (там квота ФИФА выше и, следовательно, больше шансов пробиться в финальную часть чемпионата мира), уступила Гане место в «пульке» только по разнице забитых и пропущенных мячей: аукнулось жестокое поражение от немцев в первом матче (0:4). А вот северные корейцы стали абсолютно худшей командой турнира. Они попали под португальский каток (0:7), хотя первый матч против Бразилии провели на вполне приличном уровне. Матч против Кот-д’Ивуара можно, в принципе, в расчет не принимать: к этой игре корейцы пришли с нулевыми шансами даже на минимальный турнирный успех.
10. Луис Фабиано: дорога к богу
Не нами сказано: всякая история повторяется дважды — сначала в виде трагедии, а следом — в виде фарса. «Рука бога», воплощенная в реальность великим футболистом Диего Армандо Марадоной 22 июня 1986 года в матче против Англии, при всей противоречивости своего происхождения вошла в золотой фонд истории мирового футбола. Ударный форвард сборной Бразилии Луис Фабиано, попытавшийся повторить путь Марадоны 20 июня 2010-го, выставил себя перед публикой реальным посмешищем.
Луис забил гол куда более «рукастый» и, следовательно, неуклюжий, чем когда-то Диего. Аргентинец, «убивая» Англию 25 лет тому назад, выдвинул руку на мгновение, словно антенну, — переправил мяч в ворота и тут же спрятал все лишнее, помчавшись праздновать небывалую удачу. Бразилец, расправляясь с Кот-д’Ивуаром, подыграл себе рукой дважды подряд в течение одного эпизода, исполнив неплохой баскетбольный дриблинг. Марадона проявил себя хитрецом, пронырой и аферистом, Фабиано — мелким жуликом.
И ведь хватило у него ума после матча произнести фразу «Это была рука бога»! Покусился парень на святое — и будет, нет сомнений, наказан за то футболом. Потому что Луису Фабиано до Диего Марадоны так же далеко, как и самому Марадоне — до бога.
11. Уругвай: назад в будущее
Вот возьмите за отдельную величину содержание игры — и получите на выходе достаточно неожиданный результат: самый качественный, цельный, толковый футбол показала на групповой стадии сборная Уругвая. Можно с этим утверждением спорить, конечно, — хотя бы, во-первых, по той причине, что на вкус и цвет товарища нет, а во-вторых — что наличествуют еще и Аргентина с Голландией, прошедшие квалификацию без очковых потерь. Разница между ними в том, что от Albicelestes и Oranje только этого, то бишь побед, и ожидали, тогда как Los urus — классическая темная лошадка. Да еще и попавшая в ЮАР не прямой дорогой, а через тяжкие стыки с Коста-Рикой.
Уругвай в стартовом матче едва не ушатал Францию (0:0), которую мог бы лишить единственного очка; разобрал на запчасти сборную хозяев (3:0), отняв у нее реальные шансы пройти в плей-офф; и, наконец, аккуратно сделал Мексику (1:0), которую подставил в «восьмушке» под ужасную Аргентину, забрав себе соперника полегче.
Дважды — в космически далеких 1930 и 1950 годах — Уругвай был чемпионом мира. Поклонники мистических аналогий могут заметить, что успехи сопутствовали этой команде в «нулевые» годы (в этом же, кстати, ряду еще и четвертое место в 1970-м). 2010-й тоже будет вписан в историю футбольной сборной этой страны. Чемпионами Los urus, скорее всего, не станут, но в восьмерку лучших они уже попали: уверенная поступь команды Оскара Табареса продолжилась и в 1/8 финала, где Уругвай не без труда, но все же справился с Южной Кореей.