12 мая 1999-го в «Лужниках» прошел первый в России финал еврокубка. «Парма» со счетом 3:0 обыграла «Марсель» в Кубке УЕФА.
В УЕФА долго размышляли, стоит ли отдать финал России. «Лужники» для главного матча реконструировали (но не до конца), мэр Москвы Юрий Лужков обещал «решить проблему с буйными фанатами радикальным образом» и направил на стадион 4,5 тыс. милиционеров (или больше). А игроки восхитились российскими болельщиками и ругали качество газона.
Как это было.
Как «Лужники» переделали
В начале 90-х Лужков запланировал масштабную реконструкцию «Лужников». Мэр хотел, чтобы самый большой стадион города получил пятизвездный статус и принимал решающие матчи крупных турниров.
На проект выделили 200 млн долларов. Стадионом владели Москомимущество и ОАО «Лужники» в равных долях. И платить, по задумке Лужкова, должны были по 100 млн, что не обрадовало руководителя ОАО Владимира Алёшина.
В итоге Алёшину выдали кредит на льготных условиях, деньги нашлись. Но не все задумки реконструкции реализовали. Например, не построили крышу над стадионом.
Последний матч перед закрытием арены прошел 22 ноября 1995-го. «Спартак» обыграл «Блэкберн» (3:0) в пятом туре группы В Лиги чемпионов. Тогда московская команда установила рекорд российских клубов, выиграв шесть из шести в группе. Еще в группу попали «Легия» и «Русенборг».
Реконструкция вели два года — до 1997-го. Сделали большой козырек, заменили деревянные скамейки на пластиковые сиденья, заплатив за каждое по 12 долларов. Обновили комментаторскую и пресс-центр, построили VIP-ложу, установили два современных табло по 2,6 млн долларов за штуку.
Реконструированные «Лужники» открыли 18 марта 1997-го матчем Россия — сборная Мира (0:2). За лучших футболистов планеты сыграли Цвейба и Бесчастных. Состав гостей был таким: Субисаррета (Господарек, 46), Вега, Суарес, Верлат, Маттеус, Джоркаефф (Цвейба, 78), Герреро, Винтер, Папен (Абеди Пеле, 46), Эффенберг, Шевченко (Бесчастных, 58).
Как «Лужники» получили финал
Лужков с 1996 года просил президента УЕФА Леннарта Юханссона дать Москве финал еврокубка. Рассчитывал на финал Кубка Кубков, но получил турнир попрестижней.
Письмо функционеру отправили в 1997-м – после реконструкции «Лужников». В ответ УЕФА отправил делегацию в Москву, которой понравились стадион и город. Но ревизоры раскритиковали состояние газона. Московская сторона пообещала исправить ситуацию, если финал отдадут «Лужникам».
Заместитель генерального директора «Лужников» Борис Мегрелидзе выделил для «Чемпионата» две причины состояния поля – отсутствие технологий и погоду:
«Тогда никаких технологий мы не знали, поэтому в замкнутом пространстве из-за микроклимата трава росла очень плохо. Начались проблемы, практически к каждому матчу вели героическую подготовку. Использовали даже вертолеты и двигатели с аэродрома для осушки поля. Сейчас это примитивно смотрится, но тогда была полная мобилизация. Привлекали много институтов, в том числе и МГУ. Наблюдали все эти воздушные потоки, как они проходят: запускали специальные цветовые дымы, чтобы следить за ними. Было очень сложно. Мы попросту мучились. Пообещали УЕФА, что постелем новый газон за месяц до игры, причём никто на новом поле играть не будет».
В октябре 1998-го на исполкоме УЕФА решали, кому дать финал Кубка УЕФА 1998/99 — «Лужникам» или стокгольмской «Росунда». И швед Юханссон поддержал кандидатуру Москвы. Президент РФС Вячеслав Колосков, друживший с Юханссоном, вспоминал в интервью «Спорт-Экспрессу»:
«Нужно отдать должное Юханссону – это большая фигура, именно он, имея огромное влияние в исполкоме, смог, не побоюсь этого слова, продавить кандидатуру Москвы».
Матч
По пути к финалу «Парма» прошла «Фенербахче», «Вислу», «Рейнджерс», «Бордо» и «Атлетико». «Марсель» обыграл «Сигму», «Вердер», «Монако», «Сельту» и в полуфинале «Болонью», которая меньше, чем через полгода выбьет дебютировавший в российской еврокубковой истории «Зенит» из Кубка УЕФА.
В продажу на финал поступили 78 тыс. билетов. Представители «Пармы» выкупили 1600 билетов для фанатов, «Марселя» – четыре тысячи. В четыре раза меньше, чем на финал Кубка чемпионов 1990/91.
Россияне тоже покупали билеты неактивно. Тогда УЕФА ввел для граждан России другую ценовую категорию. Большинство билетов продавали на центральные секторы.
На игру пришли 66 700 человек. Еще на игру, по приказу Лужкова, пришли четыре с половиной тысячи человек. О безопасности с опаской говорили в штабах «Пармы» и «Марселя». Мэр ожидал «буйства фанатов», поэтому создал для обеспечения безопасности отдельный ЧОП и грозил несдержанным болельщикам «радикальными способами», но не уточнил какими.
«Все возможные проблемы с буйными фанатами будут решены самым радикальным образом. У нас уже есть опыт, причем негативный, работы на играх высокого уровня», — заявил Лужков.
По другим данным, на игре работали 10 тыс. силовиков, в том числе солдаты-срочники.
Несмотря на принятые меры и угрозы мэра, в день матча задержали 66 человек, 19 – за хулиганство. Многих – за пьянство.
Игра. Многие считали «Парму» фаворитом. Оправдано. Вот составы команд:
«Парма»: Буффон — Каннаваро, Сенсини, Тюрам — Богоссян, Баджо, Ваноли, Верон, Фузер — Кьеза, Креспо.
«Марсель»: Порато — Эдсон, Доморо, Блан, Исса, Блондо — Браво, Брандо, Гурвенник — Пирес, Морис.
Ожидания многие оправдались. На 55-й минуте Кьеза сделал счет 3:0. На 26-й забил Креспо, через десять минут – главный тренер «Спартака» Паоло Ваноли.
Подробней о матче читайте здесь:
Как Буффон и Каннаваро выиграли в Москве Кубок УЕФА
После матча Креспо похвалили организацию игры. Она, по его словам, «соответствовала лучшим европейским стандартам». Пожаловался на качество поля. И отметил поведение болельщиков.«Мне очень понравилось, как вела себя московская публика. Зрители болели за нас по ходу игры и праздновали вместе с нами забитые мячи. Единственное, что не совсем соответствовало праздничному настрою – состояние поля. Возможно, в этом виновата погода».
В европейской прессе тоже положительно оценили организацию первого в российской истории финала еврокубка. Например, в L’Equipe написали, что «Москва не ударила в грязь лицом». И назвали обстановку финала «симпатичной».
За несколько часов до выхода L’Equipe 21-летний Буффон курил сигару в лобби отеля на Тверской. Футболисты «Пармы» праздновали.
Через девять лет «Лужники» приняли второй финал еврокубка. И последний.
Источники фото: EPA/VOSTOK-Photo