Победная серия российской сборной остановилась на цифре 3. В Бразилии подопечные Евгения Трефилова не смогли в четвертый раз подряд выиграть золото, чем воспользовались заклятые соперницы из Норвегии. Вслед за победой на Олимпиаде в Пекине северные соседи взобрались на верхнюю ступень пьедестала второго по значимости соревнования в гандболе. Через три дня после окончания турнира «Спорт» решил связаться с наставником российской команды и застал его… в московском аэропорту, где Трефилов ждал, пока разъяснится ситуация с потерянным багажом.
Виноват всегда тренер
— Наш результат в Бразилии — тот случай, когда вызывает сожаление только результат, — начал разговор Трефилов. — Играла команда в большинстве матчей на хорошем уровне, а нам, тренерам, удалось качественно девчонок подготовить и избежать проблем с акклиматизацией.
— Что же случилось в четвертьфинале?
— Провалились центральные нападающие, не забившие практически ничего. Без дальних бросков выиграть нереально. Впрочем, не хочу перекладывать вину на игроков — отвечает за результат всегда тренер. Обидно, повторю, потому что наша готовность позволяла рассчитывать на большее. К тому же наверняка сказалась и повышенная ответственность.
— Но ведь для многих игроков участие в крупном турнире — обычное дело.
— Я о другом. Чемпионат проходил по новой системе розыгрыша, и на девчонок давило понимание, что при определенном раскладе мы можем отлететь аж на 11-е место.
— Кто из игроков порадовал?
— Отмечу Близнову и Постнову. Последняя давно испытывает последствия травмы, но наконец у нее наметилось улучшение, и она смогла сыграть на хорошем уровне.
— Жалеете, что не взяли в Бразилию Суслину и не вызвали хотя бы на сборы Поленову?
— Поймите меня правильно — не я придумал прописную истину, гласящую, что для достижения результата надо работать. Cуслина полностью не провела ни одного сбора: то она болела, то делала операцию, квалификационные матчи к чемпионату Европы тоже пропустила. И куда ее брать? Тем более я просмотрел несколько матчей российского первенства, в них она тоже не выделялась.
— Ну а Поленова?
— Ну вы вспомнили (смеется)! Так, возможно, нельзя говорить, но это отработанный материал для сборной России.
Где были организаторы?
— По ходу турнира вы жаловались на судейство.
— Извините за каламбур, но Бог им судья. Арбитраж был просто отвратительный. Но я никогда на судей не кивал, не собираюсь и сейчас особо затрагивать эту тему. Смешно будет выглядеть, если при нашем итоговом результате буду искать причины на стороне.
— Также вы сетовали на отсутствие раскрученности чемпионата. На самом деле столь значимое событие не пользовалось популярностью?
— Приходится констатировать — с точки зрения привлечения болельщиков и вообще популяризации гандбола организаторы сработали отвратительно. Хотя трудно придумать для этого лучшую возможность, чем проведение у себя дома турнира с участием всех сильнейших команд мира. Ни одной игры не было показано по общедоступному телевидению. Ни одной! В скольких странах я на крупных соревнованиях ни бывал, нигде такого не видел.
— Трибуны тоже были полупустыми?
— В основном да. Лишь однажды, когда играли хозяева, собрался полный зал, 14 тысяч зрителей. На остальные матчи приходило максимум три тысячи. Вспоминаю, как чемпионат мира проходил у вас, в Питере, так в «Ледовом» на предварительные встречи собиралось порой больше народа.
Обновления команды не ожидается
— Получается, все виды спорта в Бразилии находятся в тени футбола?
— Футбол, конечно, там вне конкуренции. Но и баскетбол с волейболом очень популярны. Не только собираются полные залы, но и по телевидению матчи часто показывают. Еще раз подчеркну — сами организаторы ничего для привлечения внимания болельщиков не сделали. По крайней мере, я не видел их усилий. Ни плакатов на улице о предстоящем турнире, ни анонса матчей — ничего. Хотя странно, учитывая, что странам предоставляют право принять чемпионат именно для популяризации игры.
— Новые люди появятся в сборной в следующем году?
— Мне такой же вопрос задавал журналист во время чемпионата мира. И я ему ответил: «Назовите мне фамилии тех, кто может усилить сборную, кто сильнее этих игроков». Сказать ему было нечего. И неслучайно. Потому что других у нас сейчас просто нет. Хоть я и пытаюсь вводить молодежь, даю им возможность обзавестить опытом на этом уровне, но говорить, что кто-то из новичков готов выйти на первые роли, не приходится.