В издательстве «Гуманитарная академия» вышла книга «Эрик. Эрнест. Эрнест Наумович», посвященная памяти выдающегося отечественного комментатора и режиссера спортивных трансляций Эрнеста Серебренникова. Два года назад, 25 января 2021 года он ушел из жизни…
Книгу составили воспоминания самого Эрнеста Наумовича и мемуарные очерки о нем его друзей, коллег, родных. Составитель книги Геннадий Орлов вспомнил в разговоре с корреспондентом «Спорт День за Днем» о своем коллеге и ближайшем друге и порассуждал о том, как ввод в строй современных дворцов спорта, подобных «СКА Арене», способствует развитию спортивной журналистики…
– Крупнейшие спортивные события: Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. Их проведение неизменно сопровождает появление новых, зачастую новаторских спортивных объектов – как, например, «СКА Арена» в Петербурге, которая вскоре войдет в строй. Она строилась под чемпионат мира по хоккею, – отметил в начале разговора Геннадий Орлов. – Также проведение крупных соревнований способствуют развитию спортивной журналистики, но при одном условии – если на них работают одаренные и преданные своему делу люди. Потому что большая спортивная журналистика – это, прежде всего, крупные личности.
На моей памяти было такое совпадение всех трех компонентов, благодаря которому показ спортивных соревнований шагнул далеко вперед.
– Когда это произошло?
– Это Олимпиада в Москве, где за показ соревнований по плаванию отвечала бригада ленинградских журналистов, в которой был Эрнест Серебренников, Эрик, мой друг, выдающийся режиссер телевизионных трансляций.
Накануне московской Олимпиады вошел в строй бассейн «Олимпийский» – на тот момент лучшее спортивное сооружение такого рода в мире, намного опередившее время.
Перед Олимпиадой Эрик целый месяц репетировал показ плавания в бассейне без воды, моделировал различные ситуации. Операторы им были всегда страшно недовольны, но на их недовольство он внимания не обращал. Его любимым выражением было: «Тройная проверка!».
По воспоминаниям работавшей с нами Людмилы Гладковой, тогда в передвижной телевизионной станции, располагавшейся в автобусе, приходило изображение от четырех камер. Плавание показывали четырьмя камерами, а Эрик придумал показывать восемью — для чего использовать еще одну ПТС. Завести все камеры на одну ПТС было тогда технически невозможно, и Эрик придумал сделать так: самые важные камеры, крупные планы были у него, а Люда из своей ПТС отправляла ему один, самый интересный, на ее взгляд, сигнал, и он выводил его, если тот его устраивал.
– Интересно.
– Помню, Эрик придумал такой ход. Вот спортсмен на пьедестале, играет гимн, у него слезы на глазах, а режиссер делит экран пополам. Слева спортсмен, а справа идет повтор его заплыва, причем вертикальный! Получилось потрясающее зрелище: он плывет так, как будто берет штурмом Эверест!
Эрик также придумал перед стартом пловцов заглушать зрительный зал, зато приближать микрофоны к спортсменам. Отличный эффект. Мы слышали их дыхание, шлепанье босых ног... А потом они прыгали в воду, а мы давали звук зала, который взрывался эмоциями!
– Где еще можно отметить работу Эрнеста Серебренникова?
– С его именем связаны важнейшие спортивные события, проходившие в нашем городе в течение нескольких десятилетий. Благодаря тому, как Эрик, телевизионный режиссер высочайшего класса, показывал их, он стал известен во всем мире, его как профессионала очень ценили зарубежные коллеги и спортивные деятели.
То, как Эрик показывал волейбол на женском чемпионате мира, проходившем, кстати, во дворце спорта «Юбилейный» в 1978 году, обратило на себя внимание руководителей мирового волейбола. Он был приглашен в Барселону на семинар с участием волейболистов и телевизионщиков, где изложил свои соображения о том, как сделать этот вид спорта более зрелищным, более медиапригодным, как сказали бы сейчас; более привлекательным для телевидения, а значит, и для спонсоров.
Его концепция понравилась специалистам, ему вручили подарок – наручные часы. Эрик очень дорожил этим подарком. Он был горд тем, что его оценили именно как профессионала. Многие идеи, изложенные тогда Эриком, впоследствии нашли свое отражение в том, как позднее был радикально реформирован волейбол по руководством Рубена Акосты, который очень уважал и выделял Эрика.
После ленинградского чемпионата Европы по фигурному катанию 1990 года, также проходившего в «Юбилейном», Эрнеста Серебренникова как одного из лучших режиссеров спортивного телевидения пригласили в Швейцарию для подготовки к европейскому первенству Европы 1992 года. Он участвовал в разработках концепции показа. Понятно, что идеи носились в воздухе, но именно Эрик с его вниманием к психологизму, к драматургии трансляции впервые четко сформулировал, как именно нужно показывать kiss and cry – место, где фигуристы ждут оценок. Раньше, конечно, kiss and cry тоже показывали, но бессистемно, не уделяя этому внимания как психологически важному элементу трансляции.
А работа Серебренникова на Играх доброй воли 1994 года так впечатлила организаторов с американской стороны, что Эрнест был приглашен на Олимпийские игры в Атланте, которые проходили в 1996 году.
– Ничего себе!
– Атланта – это город, где находится штаб-квартира CNN. Это детище Теда Тернера, инициатора и организатора Игр доброй воли. И Эрик наряду со звездами спорта, политики, искусства и шоу-бизнеса бежал свой отрезок в эстафете олимпийского огня с факелом по улицам Атланты… И эти примеры я мог бы приводить еще долго…
Рано или поздно, уверен, «СКА Арена» примет крупнейшие международные спортивные соревнования, и, конечно, здесь богатейший опыт Эрика в организации и проведении спортивных трансляций, его фантастическая интуиция, эрудиция, реакция, творческое мышление, талант весьма пригодились бы. Он до последних дней очень активно работал, был в прекрасной форме…
Как жаль, что он не увидит открытия «СКА Арены» и не будет работать на ней…