После пребывания в Петербурге в роли генерального директора «Динамо» он ушел в тень. Как оказалось, для того, чтобы с помпой вернуться. Его саратовский «Автодор» в следующем сезоне завоевал право выступить в суперлиге А. Однако корреспондент «Спорта» дозвонился до Владимира Родионова не только для того, чтобы поздравить одного из самых колоритных людей российского баскетбола с выходом наверх. Разговор получился откровенным.
Пашутин удивил
— Наверняка сейчас с особым интересом смотрите игры плей-офф чемпионата России, изучаете будущих соперников?
— Всю нашу баскетбольную систему я и без того хорошо знаю. Недавно вот обидно было за Питер, где прожил два года. «Спартак» же в полуфинале попросту убили судьи. «Химки» можно и нужно было обыгрывать— команда Евгения Пашутина им ничем не уступала. Возможно, клубу из Петербурга не хватило авторитета у сильных мира сего. С другой стороны, никогда не предполагал, что Женька станет добротным тренером.
— Это почему же?
— Понимаете, нельзя быть угодным всем. Мне казалось, что уж больно Евгений Юрьевич добрый. Но, видимо, я ошибался. Ведь вокруг «Спартака» всегда сплошь и рядом крутилось очень много случайных людей. Наверное, Пашутин это быстро понял и начал гнуть свою линию, разделяя советчиков на здравых и непрофессионалов. А завистники в Петербурге будут всегда. Кое-кому очень не хочется, чтобы команда двигалась вперед. Фамилии называть не буду, знающие люди и так догадаются.
— Помимо выступления «Спартака», что еще запомнилось в завершающемся сезоне?
— Знаете, тошно на все это смотреть. Вот назовите мне хотя бы одного игрока, который стал открытием в нынешнем чемпионате!..
— Мозгов…
— Да, но ему уже пока по возрасту. Как-никак 23 года. Если парень будет бережно относиться к своему таланту, его развивать — на сто процентов будет играть в сборной России. Это вам не Алексей Саврасенко с его минусами, все-таки техническая оснащенность Тимофея на порядок выше.
Кого раскрыл Мессина?
— Кто же виноват в том, что не появляются в России таланты?
— У нас абсолютно не развит тренерский институт. Можно, конечно, приглашать иностранцев, но только на главные роли. А в помощниках у них должны быть наши доморощенные молодые специалисты, которые в будущем смогут работать самостоятельно. Вот появился на горизонте Евгений Пашутин— слава богу. А кто за ним? Пустота.
— Есть ведь и еще одна большая проблема — засилье игроков-иностранцев…
— Абсолютно верно. Но кто этому способствует? Сейчас все рассуждают, какой великий и хороший ЦСКА с Этторе Мессиной во главе. А я итальянца, представьте себе, терпеть не могу. Если бы не Рамунас Шишкаускас, в нынешнем сезоне армейцы могли бы выступить плачевно. Да и потом, кого из россиян, кроме Андрея Воронцевича, тренер ЦСКА раскрыл за то время, пока руководит командой?
— Много вопросов вы задаете. Допустим — Понкрашова.
— Вот именно — допустим. Даже если это и так, Антон вряд ли вырастет когда-либо в суперигрока. Последите за ним во время игры. Он медленно принимает решения. Пока не постучит несколько секунд мячиком об пол, обострения от него не дождешься.
Суперлига Б — болото
— Что происходит в суперлиге Б? Как «Автодор» умудрился обеспечить себе первое место туров за восемь до окончания первенства?
— Так никто же не хочет выходить наверх. Денег нет примерно у 80 процентов команд. Суперлига Б — болото российского баскетбола. На деле каждый год оттуда должны появляться несколько хороших игроков для элитного дивизиона. А на практике идет обратный процесс— кто-то понижается из «вышки». Я вот решил тряхнуть стариной — опять «поиграть» с «Автодором» — и не сомневался, что у меня получится.
— Почему? Имели крепкий бюджет?
— У нас механизм отлажен до мелочей. Не знаю в России ни одной другой команды, которая давала бы своих воспитанников в таком количестве в молодежные и юношеские сборные. Есть четкая структура— игроки хотят играть у нас не из-за денег, а из-за будущей перспективы.
— Правда, что в суперлиге Б судейство в несколько раз хуже, чем в суперлиге А?
— Нет. Судят-то одни и те же люди. Единственное отличие: в низшем дивизионе на каждую игру помимо опытных назначается один молодой арбитр. И там, и там арбитраж неважнецкий— в России ведь живем, не где-нибудь.
Пусть нас боится Москва
— Может ли кто-то в ближайшем будущем составить реальную конкуренцию ЦСКА?
— Разве что «Автодор» (смеется). Нам нужен год на то, чтобы обтереться, а затем пусть нас Москва боится. Причем не нужны Саратову в большом количестве легионеры. К этому составу еще три человечка добавить— и будет хорошая команда. Те же, кто у нас есть, покидать «Автодор» не собираются по вышеозвученным причинам.
— Почему в конце сезона решили тряхнуть стариной и встать на пост главного тренера?
— Поверьте, не хотел. Ко мне подошел прежний наставник Александр Гуторов и попросил освободить его от занимаемой должности. Он останется в структуре клуба, будет работать с молодежью. Наверное, я ошибся— рановато ему еще было становиться главным. Я провел с командой две последние игры, которые уже ничего не решали.
— Так, может, останетесь на посту главного тренера?
— Нет уж — не хочу никому ничего доказывать. Хотя, возможно, я и не слабее Мессины (смеется). Будем искать тренера на следующий год. Наверное, россиянина. Уже не раз обжигался на иностранцах, для них русская душа — потемки. Хотел вот Сергея Бабкова пригласить, но потом прочитал, что о нем сказал генеральный директор владивостокского «Спартака-Приморья»… В общем, время еще есть.
— Сейчас на дворе финансовый кризис. Он не скажется на состоянии «Автодора»?
— Надеюсь, что нет. Хотя мы вот тут с вами размышляем, а на самом деле наши шансы сыграть в следующем сезоне в суперлиге А — 50 на 50. Это не от меня зависит — кто знает, что там дальше будет? В Саратове проще, чем в Питере
— Часто вспоминаете Петербург и работу в «Динамо»?
— Поначалу было обидно: развалили такую хорошую команду. Но потом «отошел». Зачем ворошить старое? Знаю, что был неугоден некоторым людям, в дело вмешалась политика. Кстати, те структуры, которые сейчас поддерживают «Спартак», в свое время могли оказаться спонсорами «Динамо». Но город поставил на красно-белых.
— Наверняка в Саратове вам работать проще?
— Конечно. Здесь все знакомо, и гораздо меньше людей, которые вставляют палки в колеса. Хорошо еще, что в «Динамо» были достаточно влиятельные руководители, имя которых решало многое. Иначе в Петербурге нам было бы в несколько раз тяжелее.
О нынешней финальной серии между ЦСКА и "Химками" читайте...