20 лет назад сборная Финляндии выиграла первое в своей истории золото чемпионата мира. Повторить триумф с тех пор ей удалось лишь раз — в 2011 году под руководством Юкки Ялонена. Чаще сине-белые останавливались в шаге от высшей ступени. Тем не менее на восьми предыдущих Олимпиадах финны шесть раз поднимались на пьедестал — стабильность, достойная сборной Канады. Играли в финале Кубка мира — 2004. Никто более из европейцев не в силах предъявить сопоставимые аргументы уровня развития хоккея в стране.
На сегодня Суоми первый (не считая россиян) поставщик игроков для КХЛ и четвертый среди европейцев — для НХЛ. По сути, за три десятилетия в двух сотнях километров от Петербурга, в государстве с населением 5,6 млн, была создана одна из самых эффективнейших систем хоккейной подготовки. В то время как сам Питер из года в год захлебывается в своих хронических, как вывих, и, кажется, непобедимых проблемах: нехватка льда и коррупция в детских спортшколах.
С помощью ветерана спортивной журналистики Хельсинки Петри Сеппа из ведущей газеты страны «Илта Саномат» мы попытались разобраться в некоторых нюансах работы финского хоккейного конвейера.
Олимпийская развилка
— Толчком для развития стала первая олимпийская медаль сборной — в 1988 году. Благодаря ей люди поверили, что Суоми может стать одной из лучших сборных планеты. Конец 1980-х в принципе стал поворотным. Начался переход хоккея с любительских рельсов на полупрофессиональные. А в 1990-е он окончательно утвердился на профессиональной стезе.
Для игроков стали создаваться хорошие условия. Больше не возникало нужды работать где-то еще, дабы прокормить семью. Появились достойные зарплаты. Это не было госпрограммой, скорее следствием естественного развития. Ведь если вспомнить историю, до 1965 года в хоккей играли на улицах, пока в Финляндии не появился первый ледовый дворец, давший толчок их повсеместному строительству.
Миссия Линдстрема
— Хоккей становился доступнее. Увеличивался зрительский интерес. А в 1990-х случился прорыв. В частности, осенью 1993 года. Тогда нашу национальную сборную возглавил шведский тренер Курт Линдстрем.
Он сумел вселить в финских хоккеистов веру в себя, снял напряжение, добавил позитива. И уже следующей весной мы добыли серебро ЧМ, а через год взяли золото. Рыночная площадь Хельсинки неистовствовала. Я думаю, с тех пор хоккей — безусловный вид спорта № 1 в нашей стране.
Хоккейные секции сегодня есть во всех финских городах. За клюшку берется много детей. А если национальная сборная выходит в финал крупного соревнования, у телевизора сидит один-два миллиона финнов.
Советы от Советов
— Финнов неслучайно называют европейскими канадцами. Есть даже выражение: «В североамериканский хоккей за пределами Нового Света ярче всего играют в Финляндии». У родоначальников мы почерпнули много методик. Мы следили за ними, их специалисты приезжали к нам.
А в начале 1990-х нам очень помогли российские тренеры. Работа Владимира Юрзинова, Бориса Михайлова, Василия Тихонова здесь до сих пор в почете. Особенно это касается Юрзинова-старшего. Он привез абсолютно новую культуру тренировок, за что ему до сих пор благодарны.
Наши тренеры и хоккеисты добросовестно отнеслись к делу. И сейчас порой слышишь, в том числе от российских журналистов, что спустя годы уже россиянам стоит учиться у финнов — дескать, научили на свою голову. Что ж, во многом именно трудолюбие наших специалистов перевернуло хоккейные полюса.
Демократическая площадка
— Размеры хоккейных коробок у нас разные по всей стране. Секция, согласно имеющимся правилам, строит их на свой манер. Хоккейные коробки есть почти в каждом финском дворе. Летом это песчаная площадка, а зимой она заливается. Наши чиновники долгие годы развивают это направление. И весьма успешно.
Днем плотник, вечером — тренер
— Коррупция в детском хоккее у нас не актуальна. Взятки в принципе редкость для нашей страны. Случается, конечно, что богатый папа хочет увеличить игровое время сына и пытается как-то воздействовать на тренера. Но это скорее что-то из ряда вон. Обычно позиции хоккеиста зависят от уровня его игры.
У нас другая проблема. Отцы нередко являются тренерами своих детей, что, на мой взгляд, недопустимо. Потому что, хочешь ты или нет, собственному ребенку уделяешь больше внимания, нежели остальным.
На юношеском уровне у нас в целом дефицит хороших тренеров. Большинство к тому же, как хоккеисты до 1990-х годов, из-за небольших зарплат вынуждено совмещать эту деятельность с другой работой. Поэтому занятия с детьми могут проводить лишь по вечерам. Днем ты, условно, плотник, вечером — тренер. Это ненормально. Необходим переход на профессиональный уровень.
Личное во благо командному
— Финские сборные разных возрастов сильны коллективом. Они хорошо подкованы тактически, но таких исполнителей, как, к примеру, ваш Овечкин, у нас нет. Они закончились с поколением Селянне/Койву.
Все потому, что наши тренеры пресекают индивидуализм на льду. Порой — очень жестко. А так быть не должно. Индивидуально сильные хоккеисты нередко в одиночку решают момент. Или случается наоборот: недостаток в технике может лишить команду золота, если, например, игрок, получив шайбу на пустой угол, не смог ее обработать.
Таких хоккеистов, как Малкин, Овечкин, Дацюк, в своем составе хотела бы видеть любая сборная. Это звезды НХЛ. А вот из финнов по итогам прошлого сезона лишь один Микко Койву попал в сотню самых результативных. Так что в плане воспитания индивидуально ярких исполнителей нам у тех же канадцев еще многому надо учиться.
Вратарский секрет
— Зато вратарская школа Суоми за два десятилетия сделала серьезный качественный скачок. В НХЛ сейчас выступают семь наших голкиперов. В «Далласе», к примеру, вратарская бригада целиком финская — Кари Лехтонен, Антти Ниеми. Восемь человек защищают «рамку» клубов КХЛ, где зачастую они первые номера.
Все потому, что Финляндия первой в мире стала привлекать персональных тренеров вратарей на всех уровнях, начиная с детских команд. Сейчас эту практику переняли многие страны.
О доступности хоккея
— К сожалению, как и в России, в Финляндии дети из малоимущих семей имеют не много шансов стать профессиональными хоккеистами. Не так давно ежегодная плата за обучение выросла до 3–4 тыс. евро, породив большое недовольство в обществе. Пласт ребятишек из малообеспеченных семей с такими расценками отрезается от хоккея. И это печально.
Хоккей, как и любой другой вид спорта, должен быть доступен широким массам, а не только обеспеченным слоям общества. Так что здесь у нас общий с россиянами недуг. Увы…