• Филипп Боромыков: Палыч coming back

    28.05.09 12:38

    Филипп Боромыков: Палыч coming back - фото

    Фото: ФК «Локомотив»

    Автор: Спорт день за днём

    Представьте: конец мая, Олимпийский стадион в Вечном городе, горячие испанцы против брутальных бриттов. Ничего, что иносказательно? Да, это я про финал Лиги Чемпионов, про один из лучших — по всеобщему мнению — финал за последние годы, в котором сошлись две действительно сильнейшие на данный момент команды, две “сборные мира”, как принято называть грандов мирового футбола, по-видимому, в силу неоспоримой значимости легионеров в таких клубах. Разве что Барса может похвастать целой россыпью не просто доморощенных футболистов, но — более того — клубных воспитанников. 

    Так вот – май, Ман Юнайтед — Барса. Матч не просто незаурядный — уникальный! Образец высококлассного футбола! Лакомство! Но название статьи ясно даёт понять, что все измышления о римском безумии уместятся в тесные рамки одного единственного абзаца. Что-то не так, скажите Вы. Чего же ещё надо футбольному болельщику? Что может быть важнее прошедшего праздника?

    Вот именно — прошедшего. Оставшегося далеко в истории. В той самой, которая утирала мокрые от счастья глаза при виде невероятного удара Зидана в самую “девятку” ворот блистательного "Байера" (в котором в то время уже играл нынешний манкунеанец Бербатов), которая законсервировала в нашей памяти шикарную игру Дмитрия Аленичева в 2004-ом и его классный мяч в ворота Флавио Ромы… Просто про привычно главное и центральное событие европейского сезона по традиции говорят больше, чем обо всех матчах иного кубка УЕФА вместе взятых. За исключением последнего розыгрыша, в котором неожиданно (по крайней мере, для меня) победил донецкий "Шахтёр". Говорят и ещё будут говорить. А вот историческому, я бы даже сказал эпохальному, возвращению Юрия Палыча Сёмина на тренерский мостик зачахающего "Локомотива", как обычно, уделят скромную полоску, не способную по причине недостатка пространства выразить весь восторг и все эти безнадёжно оптимистичные прогнозы, навеянные одной единственной фразой ведущего спортивных новостей: “Сёмин возвращается!”

    Без прежнего Палыча было скучно. Наш чемпионат будто поблёк и стал чёрно-белым. Или красно-синим. Ну в лучшем случае сине-бело-голубым. Буйство цветов осталось в прошлом. Конечно, именитого специалиста нельзя представить в виде этакого развлекательно-медийного лица, но этот честный и открытый сёминский колорит придётся ко двору в любом — даже украинском — чемпионате. Очевидцы утверждают, что Сёмин и в Киеве – Сёмин, не растерявший в экспрессивности и только прибавивший в харизме. На безрыбье мы и Божовичу уже готовы молиться, и адвокатовский эпатаж восхвалять. Скучно, господа, пресно.

    Палыч — как мессия, как спаситель, причём не столько родного Локомотива, сколько всего российского футбольного хозяйства. Без Газзаева тоже как-то не очень, но Палыча не хватало острее. Ура, свершилось! Ура Сёмину!

    Русский Фергюсон (Юрий Павлович руководил железнодорожной командой без малого 20(!) лет) по праву считается одним из успешнейших тренеров в отечественном футболе. Фактически созданная им чуть ли не с нуля команда за полтора десятилетия из “пятого колеса московской телеги” превратилась в чемпиона России, а спустя ещё год вышла в 1/8 Лиги Чемпионов — результат, которого уже на протяжении последних пяти лет ни один российский клуб не сумел добиться. Тогда ещё и футбол смотрели не из-за того, что “наши играют”, не из натужного патриотизма – Локо просто классно играл, демонстрировал искусный комбинационный футбол. Зрелый и умный. Сёминский, одним словом. И мне всегда хотелось, чтобы Локомотив победил, потому что заслуживал этого. Потому что команда, в блестящем стиле едва не выигрывающая у Реала в гостях и разносящая всухую крепкий миланский Интер дома, не может довольствоваться минимальным поражением по определению. Не может пешком передвигаться по полю, лелея надежду затолкать упрямый мяч в ворота в беспорядочной сутолоке в штрафной площади. Не может — точнее, не могла. В былые годы…

    Безусловно, Сёмин — не панацея от всех футбольных бед, один лишь факт его прихода вовсе не гарантирует железнодорожникам ни трудовых медалей, ни уж тем более чемпионства. Палыч не может похвастать, как Хиддинк, например, что всё, к чему он прикасался, превращалось в “золото”. Да, у Юрия Павловича не заладилось с национальной сборной — но у кого получалось-то? Ни Романцев, ни Газзаев, ни Ярцев — на месте рулевого сборной команды мы перепробовали все доступные варианты, так что вряд ли от Сёмина ждали подвигов – ждали просто второго места в группе. Что это было — редкостное невезение, несобранность, насмешка судьбы? Уступив Словакии заветную вторую строчку, отечественные футболисты остались без стыковых матчей, в которых, надо сказать, Словакию разгромила сборная Испании. Может, и к лучшему, что на испанцев мы нарвались только в июне 2008-го…

    Сёмин – не Хиддинк; наш соотечественник не творил со своим Локо чудеса — он просто выигрывал, брал своё тогда, когда этого заслуживал. Его победы — не из разряда “не пытайтесь повторить это дома”, а плод планомерной работы, закономерный результат. Это важно. Юрий Палыч не волшебник, он — трудяга. Он умел создать команду, которая не развалится после его ухода в один момент, как некачественно слепленный снежок. Но человеческой мерзости, как теперь известно, нет предела…

    Без Сёмина старый добрый Локомотив, уважаемый всей страной, превратился в зауряднейшего, безпритязательного середняка. Однако я бы не стал говорить, что Локо “убили” так, как это сделали со Спартаком. Девятикратных чемпионов за последние годы постигли чудовищные метаморфозы, на тренерском мостике, как в прихожей перед началом праздника, “натоптали” с полдюжины специалистов различных национальностей и футбольных мировоззрений, символ клуба был с позором изгнан в Подмосковье, а клуб как тянулся к золотым медалям, так и тянется до сих пор, и пока не слишком успешно. От прежних спартаковских “кружевных” атак остались только согревающие воспоминания, да и сама философия красно-белых отправилась куда-то в область трансцендентного знания. Мне кажется, сам подход к футболу у девятикратных чемпионов был немного устаревшим. Флагман российского футбола 90-ых слишком поздно осознал меняющуюся спортивную конъюнктуру и не успел безболезненно подстроиться под новые условия, тогда как Локомотив в начале нового века начал представлять собой куда более европейский что ли, осовремененный клуб. Перед Евро-2004 капитан команды-хозяйки первенства Луиш Фигу заявил, что из всех российских команд он знает только Локо. Мелочь, а приятно.

    Всё-таки строить что бы то ни было с нуля куда проще, чем ломать какую-никакую устаканившуюся конструкцию и на её неровных обломках сооружать нечто новое. По крайней мере, так считается. Сёмину будет очень нелегко, однако если бы Палыч этого не понимал, он не вернулся бы. Сёмин любит трудности, поэтому просто пожелаем ему удачи. И посимпатизируем — как минимум — новому творению маэстро, который даже без своей фирменной шапочки продолжает оставаться символом и духом “пятого колеса”. Хотя теперь разве Локо — пятое колесо?!

    Знаете, на фоне настолько громкого возвращения даже меркнет такое неотразимое событие, как финал Лиги Чемпионов. Финал, в котором каталонский клуб уверенно переиграл английского гранда, в котором молодой и, казалось бы, неопытный Хосе Гвардиола обставил своего более искушённого соперника. Что ж, брависсимо, Барса! И пускай заключительный матч этой Лиги лет через десять могут и не вспомнить, победа есть победа. Кубок Чемпионов дорогого стоит. И беспрестанных тычков от Роналду, и жёсткой накладки Видича, и бешенного напора расстроенных английских фанатов. Финал получился насколько банальным — без промазанного решающего пенальти, без чудесного спасения на последних секундах и даже без удалений — и заурядным, настолько же и образцовым, эталонным. Коммерциализированным. Где главное — результат, причём максимальный, коего Барса и достигла. Римский матч можно считать отражением, зеркалом современного общества, торжеством здорового прагматизма. Да, он не войдёт в историю — но Барса была реально лучше. Реально, как бы фантасмагорично это не звучало.

    Сегодня каталонский клуб — лучший на континенте, и это уже факт бесспорный. Но, может быть, через пару лет обновлённый сёминский Локомотив, переосмысливший суть своего существования и вышедший из тесного депо на широкую большую дорогу, поставит подножку этой гранатово-синей машине и положит конец надеждам Барсы пробиться в очередной финал? Всё в руках Палыча. Палыча, который вернулся.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»