Азиатский рынок
7 декабря. Мадрид. «Саньяго Бернабеу». Последние минуты интереснейшей встречи «Реал» — «Севилья». Хозяева, уступающие в счете 3:4 и играющие вдесятером после удаления Арьена Роббена, идут на последний штурм… а их поклонники отправляются домой, оставляя полупустыми трибуны величественной арены… Такое случается на домашнем стадионе «Королевского клуба» уже не в первый раз, а если быть откровенными, то и не первый год, и тому есть сразу несколько объяснений.
Большие клубы, как «Реал», сейчас стали не просто явлением мирового футбола, а частью массовой культуры. Ныне посещение того же «Сантьяго Бернабеу» входит в список желаний даже для тех людей, кто раньше никогда не заинтересовался бы футболом, и вполне естественно, что подобные зрители думают о том, как быстрее покинуть свое место, чтобы не потратить лишнего времени на выход со стадиона. Кроме того, мадридский клуб регулярно отправляется в азиатские турне, чтобы привлечь в ряды своих болельщиков местных любителей футбола. Так, несколько лет назад был организован сайт «Реала» на японском языке, а также создана программа Real Madrid Life, транслируемая в семи странах Юго-Восточной Азии. При этом маркетинговая служба клуба не скрывает, что азиатский рынок крайне важен для «Реала», ведь он приносит серьезные деньги в казну, и мадридцы с удовольствием организуют туры для новоявленных фанатов.
С финансовой точки зрения все абсолютно верно и отлажено, однако, если взглянуть с другой стороны, вследствие таких тенденций на трибунах остается все меньше настоящих болельщиков, которые будут поддерживать свои команды до последних минут.
Еще одна причина исчезновения прежней ауры с больших арен — постоянный рост цен на билеты, который особенно заметен на примере английской премьер-лиги. Недавно компания Virgin Media провела исследование цен на посещение матчей высшего английского дивизиона и выяснила, что за два последних сезона средняя стоимость билета возросла с 78 до 106 фунтов. Также был проведен социологический опрос: из 3800 болельщиков-респондентов 26 процентов не могут позволить себе посещать все домашние игры команды. Более того, в последнее время стали возникать сложности с заполнением стадионов не только у середняков и аутсайдеров премьер-лиги, но и у лидеров. Чтобы не ходить далеко за примерами, можно сказать, что игра нынешнего чемпионата между «Челси» и «Манчестер Юнайтед» не смогла собрать полный «Стэмфорд Бридж».
Новая аудитория
Но не стоит ожидать, что в дальнейшем клубы будут снижать цены на билеты, испугавшись брешей на стадионах. Можно предположить, что в будущем ведущие клубы Англии будут стараться зазывать на стадионы более состоятельных людей, чем те, которые посещали стадионы еще 10-20 лет назад. Тем более что все предпосылки для этого есть — футбол перестал считаться «пролетарской забавой», властям удалось побороть «хулиганизм», а соответствующие службы успешно создают у обеспеченных слоев населения ощущение потребности в футболе. Яркой иллюстрацией этому может служить пример «Арсенала». Перед началом нынешнего сезона руководство «канониров» заметно подняло цены на билеты на свой ультрасовременный стадион «Эмирейтс». При этом боссы клуба не стали скрывать того, что теперь они намерены ориентироваться на яппи, молодых менеджеров, способных платить серьезные деньги за поход на футбол. Наверное, сейчас многие из тех, кто посещал прежний стадион «Арсенала», «Хайбери», с ностальгией вспоминают непередаваемую и столь уютную атмосферу клубного дома…
Но в Англии уже давно не спрашивают мнения рядового болельщика по серьезным вопросам. Показательна история бывшего «Уимблдона», однажды в своей истории выигрывавшего Кубок Англии. К 2002 году этот некогда славный коллектив скатился в низшие дивизионы, имел непогашенные долги на сумму более 20 млн фунтов, находился под внешним управлением и был близок к банкротству. В тот момент к тогдашнему руководству клуба обратился бизнесмен Пит Винкелман, занимавшийся обустройством одного из отдаленных и наиболее молодых пригородов Лондона, Милтон Кинс, и «Уимблдон» был ему продан. Новый владелец, несмотря на протесты болельщиков и критику со стороны Ассоциации футбола страны, перевез его за 90 километров от его прежнего дома, а сам коллектив был переименован в «МК Донс». Правда, большинство английских любителей футбола называют этот клуб Franchise F. C. по аналогии с американскими спортивными командами, которые могут переезжать из одного города в другой по желанию владельца. Большинство же преданных поклонников прежнего «Уимблдона» создали новый клуб с одноименным названием, который поднимается из низов любительского футбола.
Последнее сопротивление
Лучше всего описывают ситуацию в нынешнем футболе слова, сказанные заведующим кафедрой спортивного менеджмента Института бизнеса и права Роберта Воскеричяна: «В современном футбольном бизнесе болельщики обречены на роль статистов, что касается ключевых вопросов жизни клуба, то их решают другие люди. Те, кто вложил в него деньги. И это — сермяжная правда». Звучит цинично и почти безнадежно.
Правда, пока еще случаются исключения. Например, на днях фанаты «Торино» сумели оказать реальное влияние на ситуацию в любимом клубе, фактически уволив главного тренера команды Джанни де Бьязи. Но для этого болельщикам «быков» пришлось в буквальном смысле слова осадить стадион, не выпуская с него игроков и руководителей клуба. После четырехчасовой манифестации президент «Торино» Урбано Каиро был вынужден принять условия поклонников команды, и на место наставника был возвращен Вальтер Новеллино, начинавший с ней нынешний сезон.
Но такое возможно в тех странах, где хозяевам клубов пока не удалось превратить болельщиков в послушных марионеток, на которых можно наживаться. Из ведущих футбольных стран Европы подобной пассионарностью отличаются разве что фанаты отдельных клубов Франции, Португалии, Греции и Турции. К сожалению, дальнейшее развитие футбола может привести к тому, что целевой аудиторией футбола станут обитатели VIP-лож, для которых посещение матчей лишь «статусное событие». Фанатам же, искренне переживающим за свои команды, будет оставлена довольно специфическая роль — они будут создавать атмосферу, раскрашивать яркими красками праздник для тех, кто будет приносить клубам основные доходы.