• Есть желание работать каждый день

    Спросите у… Игоря Колыванова (заслуженный тренер России)

    28.12.11 00:39

    Есть желание работать каждый день - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    После того как в сентябре прошлого года молодежная сборная России не смогла пробиться на чемпионат Европы и в том составе прекратила существование, ничего не было слышно и о ее наставнике. Хотя именно с Колывановым связан самый крупный успех России на юношеском уровне: в 2006 году под его руководством сборная России стала чемпионом Европы в возрастной категории U-17. В беседе со «Спортом» 43-летний специалист поведал о своем нынешнем занятии, ближайших планах, а также рассказал, игрокам каких амплуа сложнее всего пробиваться в сборную России, и поделился мнением о главных проблемах в подготовке молодых футболистов.

    За свой взлет Кокорин должен благодарить Силкина

    — Подводя итоги, хочется говорить о положительных моментах — выходе национальной команды на чемпионат Европы и сразу четырех наших клубов в весеннюю стадию еврокубков, — говорит Колыванов. — Также надо отметить и успех молодежной сборной, которая с приличным отрывом лидирует в своей группе.

    — Кто из подопечных Писарева добился наибольшего прогресса?
    — Однозначно, Кокорин. Об этом наглядно говорит его приглашение в первую сборную.

    — С чем связываете взлет динамовца?
    — В первую очередь с приходом Силкина, хорошо знающего Кокорина еще по молодежной команде. Именно Силкин стал доверять Александру место на поле, помог обрести уверенность и наверняка разъяснил, как следует справляться с возросшей ответственностью и наиболее эффективно распоряжаться своими способностями.

    — Сможет ли тот же Кокорин, а также, например, Дзюба с Шишкиным и Глушаковым к чемпионату Европы выйти в сборной на заметные роли?
    — Дзюба уже давно обратил на себя внимание, в первую очередь в российском первенстве. Поэтому от Артема, пожалуй, мы вправе ожидать, что он в ближайшее время сможет закрепиться в сборной. Что же касается остальных, то их перспективы в национальной команде зависят от того, смогут ли они убедить в том, что продолжают прогрессировать. Все-таки трудно решать высокие задачи, когда у тебя в составе много молодежи, а прошлый чемпионат Европы убедительно показал, что у нас достаточно классных мастеров и среди игроков среднего возраста, и даже среди тех, кого сейчас называют ветеранами. Но несмотря на прошедшие 4 года, эти футболисты по-прежнему держат высокий уровень.

    Тактическая схема — не догма

    — Игрокам каких амплуа сложнее вливаться в первую сборную?
    — Думаю, нападающим. Потому что их недочеты сильнее всего бросаются в глаза. Если молодой футболист выходит на поле, то помимо объяснимого волнения испытывает еще и дополнительное давление. Ведь для того, чтобы оправдать свой выход на поле, надо использовать голевые моменты, а если это не получается, к тому же на протяжении нескольких матчей подряд, появляется тяжелый психологический груз. Преодолеть его — дополнительная задача.

     

    — Единая тактическая схема для первой и молодежной сборных реально помогает адаптироваться молодежи на новом уровне?
    — Конечно, ведь в таком случае не приходится перестраиваться, так как футболист уже знает, что конкретно от него требуется. Но надо отметить, что большим подспорьем в этом является еще и тенденция, установившаяся в последние годы. Многие клубы Европы, в частности и у нас в стране, сейчас играют по схеме 4-3-3.

    — В прошлом году разгорелась очень жаркая дискуссия на тему, должны ли все сборные копировать тактическую схему первой команды. Ваше мнение?
    — Если подбор игроков абсолютно во всех возрастах позволяет так делать, тогда этот путь оправдан. Но если в какой-то сборной элементарно нет футболистов с необходимыми качествами, то большой вопрос, нужно ли следовать построению национальной сборной.

    Возрастной лимит должен иметь исключения

    — Еще одна актуальная тема — реформирование первенства молодежных составов. Такие шаги назрели?
    — В какой-то мере — да. В молодежных составах порой выступают мальчишки 16–17 лет, и если рядом с ними играют те, кому уже, например, 21–22 и кто эту школу давно прошел, то вряд ли это идет на пользу последним и соответственно клубу, если он в будущем на них рассчитывает. Если футболисты в таком возрасте никак не могут пробиться в «основу» своей команды, им полезнее уйти в аренду, пусть даже в ФНЛ. А вот возможно ли там участие фарм-клубов — момент сложный.

    — То есть для начала имеет смысл установить верхний возрастной лимит в «молодежках»?
    — Здесь тоже не все однозначно. Допустим, опытный мастер восстанавливается после травмы. Одними тренировками необходимые кондиции не набрать, нужна игровая практика. И, возможно, несколько матчей на уровне молодежных составов годятся для этого больше всего. И если по регламенту он играть там не сможет, вернуться на прежний уровень может оказаться проблематично. Думаю, оптимально установить лимит до 19 лет, но разрешить играть за молодежный состав двум-трем футболистам старшего возраста.

    — А реально ли прогрессировать молодежи во втором дивизионе?
    — Чтобы это понять, надо попробовать. Многое зависит от того, в какой форме произойдут изменения, если они, конечно, будут. В полном составе, наверное, не имеет смысла туда заявлять молодежь. Но если их состав разбавить несколькими опытными игроками, то они вполне могут прибавить и в мастерстве, и в стабильности, и в профессионализме. Но опять же все индивидуально — в одном клубе это может случиться, а в другом желаемого эффекта достигнуть не получится. Вообще всем понятно, что хочется добиться большего эффекта от молодежных составов, но сомневаюсь, что сейчас можно уверенно назвать единственно правильный для этого рецепт.

    Хочу попробовать себя в роли клубного тренера

    — Поговорим о вас. Чем нынче занимаетесь?
    — Сотрудничаю с Национальной академией футбола, все-таки семь с половиной лет проработал в структуре юношеских и молодежных сборных, работа с молодежью мне знакома. Но признаюсь, хочется большего. С удовольствием пошел бы в клуб ФНЛ.

    — Почему больше настроены на клубную работу?
    — Я приобрел полезный опыт, работая в РФС, удалось достичь определенных успехов, были и неудачи, которые тоже обогатили полезным опытом. Но сейчас есть желание попробовать что-то другое.

    — Предложения есть?
    — Пока только разговоры, конкретики нет. Появятся предложения — буду всерьез рассматривать.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»