Как-то в разговоре с коллегой Сергеем Крабу я высказал мысль, которую тот разделил безоговорочно: «А ведь Ханну Йортикка в “Амуре” сделал настоящую финскую команду. Абсолютно финскую. Без особенных фокусов, но с отличным движением, пружинной средней зоной и почти поголовно, вне зависимости от национальности, “бьющими” защитниками. Этакая – в миниатюре – сборная Суоми. К которой упрямо не хотят относиться столь же серьезно, как к канадцам или русским. И которая, тем не менее, на минуточку, чемпион мира». Ну так вот. Разговор не об «Амуре», а о тренерах. При этом – тренерах «вообще». И нынешних сроках их работы. Мне кажется, что ситуация с хабаровским клубом может иллюстрировать разницу подхода между «еще недавно» и «теперь». Понятно, что случай в Хабаровске – идеальный. Кто его знает – может за чем-то подобным и Александра Баркова приглашали. И Рости-слава Чаду тоже. Вот тут оно сложилось, а там – нет. А могло и тут не сложиться…
И все же, мне кажется, то, что это получилось именно в этом году – не случайно. Как не случайно и то, что без малого два месяца чемпионата принесли лишь две тренерские отставки. Мне на момент написания заметки неведомо, не случилось ли чего-то подобного до времени выхода номера в свет еще где-нибудь (например, в Уфе). Но это не меняет тенденции. Наоборот: случись нынешний сезон в той же Уфе годом-двумя раньше – там не одного бы тренера сняли, а двух как минимум… А тут – долготерпение. Много где.
Знаете, почему? Думаю, это оттого, что пришло (оно не могло не придти, могло раньше, могло позже, но пришло бы обязательно, ненавязчиво и исподволь, как бы само собой), понимание того, что высокие цели, которые ставят перед собой большинство клубов, большие бюджеты и растущий интерес к хоккею как игре не могут до бесконечности уживаться с ситуацией, когда тренеры просто ходят по кругу из клуба в клуб. Игроки – могут так ходить. Тренеры – нет. Да, многие из ныне практикующих наставников сейчас работают там, где работают, именно в результате этого хождения по кругу. Обойма тренеров известна. Список под названием «Из кого выбирать, если что» – тоже. Неизменный. Так было много лет. Сейчас кое-что начало меняться. Цель высока? Ты всерьез на нее рассчитываешь? Тогда, будь любезен, объясни: не вошел ли ты в сезон с мыслью: «Если не пойдет вот у этого – снимем?» Мне кажется, что именно в этом году подготовка стала более детальной именно с точки зрения клубов. А не команд. В прошлом сезоне Густафссон слетел бы после двух-трех недель. Нынче – ждут. Терпят. Михалев как раз из тех, кто пришел по кругу. Он умелый тренер, но не факт, что должно получиться. Однако и в Уфе руководство клуба, расставшееся с тандемом Быков – Захаркин сразу после чемпионства (хотело оно того или нет), все равно в случае ранней отставки Михалева дало бы повод обвинить себя в паникерстве. Плюс – в недостаточной продуманности плана на сезон. Два клуба-финалиста. Дела у обоих – швах (вроде бы). Ситуации тренерские – разные по сути, но похожие по результату. Терпят. И там и там. А знаете, еще почему терпят? Потому что отнюдь не везде есть тренер на «стендбае». То есть – кандидат на случай «если что». Почти нигде нет. Парадоксальная получается ситуация: тренерский круг расширяется (во многом за счет легионеров), а количество отставок – уменьшается. Верный признак того, что в сезон большинство КЛУБОВ (написал большими буквами, дабы не было искуса ставить «автоматом» знак равенства между клубом и командой) вступили с достаточной степенью доверия выбранной тренерской кандидатуре. А значит – и с повышенной степенью доверия к себе любимым.
Дальше – по выбору. Пусть кто хочет, видит в этом (если результат пока неубедителен) лишь понты и недостаточную готовность. А кто хочет – элементы большей солидности. Я убежденно отдаю свой голос второму варианту. Не вытерпели пока лишь в «Магнитке» и «Барысе». Кстати, из любого правила есть исключения. И вот думается мне, что в случае «Магнитки» как раз и имеет место быть исключение. Клуб давно известен педантичностью подхода. И одновременно «небоязнью» решений, могущих показаться авантюрой. Помните, как когда-то давно «Магнитка» враз отпустила и Сергея Гомоляко, и Валерия Карпова, и еще много кого? Разве это не казалось тогда авантюрой? А за год до этого тогдашний гендиректор «Металлурга» Геннадий Величкин говорил мне в личной беседе: «Скоро будем менять кровь. Подрастает такая пара молодых, что все ахнут!» Речь шла, как теперь понятно, о на тот момент даже не начинавших бриться Евгении Малкине и Алексее Кайгородове. Так что перемены Магнитогорску свойственны. И тренерские тоже. Приходы Федора Канарейкина, Марека Сикоры, да даже и самого Валерия Белоусова (в первый раз, вместо ВалериПостникова) разве не казались многим авантюрными? Так что это – команда-исключение. И бейте меня семеро, если тут как раз и не была заложена подстраховка. Если достаточно мягкий характер Баркова тоже был учтен. И вариантов было два. Либо попрет, как поперло когда-то у тоже достаточно мягкого Владимира Вуйтека в Ярославле, либо… ну, как оно и вышло в итоге. И я убежден на сто процентов, что Федор Канарейкин в этом случае, может, и не рассматривался как безусловный кандидат. Но как один из – точно. Отставки еще будут, конечно. И причины у них будут разные. Но первые семь недель чемпионата лично меня убеждают: клубы наши становятся солиднее. Не обязательно на порядок более сильными, но именно что более солидными – даже в плане умения себя вести – это точно.
Колонка «Взгляд» Юрия Розанова из еженедельника «Спорт день за днем» №42 (2-8 ноября 2011 года).