Два с половиной года назад Дмитрий Чепель оказался в центре внимания всей России. Одна из калининградских газет опубликовала расшифровку телефонных разговоров директора «Балтики», где он якобы предлагает взятку представителям новороссийского «Черноморца». «Балтика», кстати, тот матч выиграла, но в итоге от вылета из первого дивизиона не спаслась. Чепель подал в отставку, однако в футболе остался.
Тренеров не увольняю и не назначаю
– Дмитрий Вячеславович, признайтесь, после событий осени 2004-го вам хотелось навсегда уйти из футбола, бросить это неблагодарное дело, сохранить нервные клетки, заняться куда более спокойным видом деятельности?
– Такие мысли меня никогда не посещали. Мне предлагали даже вернуться в «Балтику», но я решил сосредоточиться на детско-юношеском футболе. Что же касается людей, которые хотели меня втоптать в грязь… Так они сами «измазались». Все эти записи – фальшивка. Вы думаете, если бы в том деле нашлась хоть какая-то зацепка против меня, сидел бы я сейчас с вами и спокойно давал интервью? Меня и в прокуратуру вызывали, и даже в Москве снимали сюжет в программе «Человек и закон». Руку на пульсе держали глава РФС Вячеслав Колосков и президент ПФЛ Николай Толстых. Все дела против меня давно закрыли! Хотя сейчас в некоторых местных газетах продолжают появляться заказные статьи, мол, Чепель – теневой лидер «Балтики», назначает и увольняет тренеров.
– Это не так? В межсезонье в команде действительно произошла очередная смена тренера. Леонид Ткаченко уступил свое место Александру Игнатенко.
– Областная федерация, которую я возглавляю, – общественная организация, поэтому влиять на профессиональный клуб мы не можем. Административных рычагов у меня нет. Просто за счет авторитета, коммуникабельности, умения вести переговоры удается находить взаимопонимание с руководством «Балтики». Как глава федерации, я помогаю клубу проходить лицензирование в ПФЛ. Что касается тренеров, это прерогатива директора клуба.
– Тогда выскажите вашу личную точку зрения.
– Я поддерживаю кандидатуру Игнатенко. Скажу больше, четыре года назад я его приглашал в «Балтику», но Александр Викторович отправился спасать «Торпедо-Металлург» от вылета из премьер-лиги, и с задачей, к слову, справился. Уверен, с его приходом «Балтика» выйдет на более качественный уровень игры и результатов.
Рад, что Шацких меня послушал
– В период, когда вы были директором «Балтики», лично осуществляли все трансферные операции? Можно вспомнить несколько удачных сделок. Максима Шацких, например, продали в киевское «Динамо», других игроков. Сейчас интерес к игрокам «Балтики» пошел на убыль.
– Да, мы продавали игроков. Считаю, что в селекции не ошиблись ни в одном футболисте. Всегда баланс покупки и продажи того или иного игрока был положительным. Вы вспомнили Шацких. Мне очень приятно, что Макс меня тогда послушал. В «Динамо» он нашел себя. Валерий Лобановский брал его тогда на место Шевченко, уехавшего в «Милан». Переговоры были трудными, трансфер Шацких принадлежал «серьезным людям», но я ему сразу сказал: «“Динамо” – это твоя команда». А были еще Джяукштас, Сидоров, Низовцев. Павлу Погребняку я дал путевку в большой футбол.
– Погребняку? Но ведь он раскрылся лишь в прошлом году, в «Томи»…
– Вы так думаете? Я долго уговаривал Олега Романцева отдать нам парня, в «Спартаке» у него не видели перспектив. Заставил Беньяминаса Зелькявичуса, тогдашнего наставника «Балтики», поставить Погребняка в состав. Литовский специалист долгое время говорил, что Руслан Суанов – лучший нападающий… И что бы вы думали? Вскоре из Киева приехали просматривать Погребняка. Он им понравился, с Павлом даже подписали контракт. Только тогда о нем вспомнили в «Спартаке», чтобы вскоре опять отправить в аренду. Я договорился с президентом киевлян Игорем Суркисом, и контракт аннулировали.
– Получается, сохранили Погребняка для российской сборной?
– Так и получается… Транзитом через Киев появился в российском чемпионате и литовец Эдгарас Чеснаускис. «Динамо» подписало его даже без просмотра, под мои личные гарантии. А в прошлом году киевляне продали талантливого парня в подмосковный «Сатурн».
– А почему именно киевское «Динамо» и братья Суркисы? Вас связывали какие-то дружеские узы?
– Почему связывали? Я и сейчас дружу с Григорием Михайловичем, президентом украинской федерации, и Игорем Михайловичем. Просто мне приятно общаться и работать с людьми, которые любят футбол, а не себя в футболе, и вкладывают в него собственные деньги.
Боос помогает «Балтике»
– Получается, сейчас вы общественник. Интересно, а как в целом обстоят дела с футболом в Калининградской области?
– Сегодня ситуация начала развиваться динамично. С приходом на пост губернатора Георгия Бооса наконец-то руководство региона обратило свои взоры на футбол. Сейчас создается холдинг, куда войдут непосредственно «Балтика» и «Балтика-2», фарм-клуб, выступающий во втором дивизионе. Отрадно, что за спорт у нас отвечает действительно спортивный человек – известный в прошлом хоккеист Ирек Гимаев (официально – замминистра здравоохранения области. – «Спорт»). «Балтике» помогают финансами. Поддерживает наш регион и президент РФС Виталий Мутко.
– Вы долгое время работали в первом дивизионе, знаете его изнутри. Не секрет, что в большинстве регионов клубы финансирует областная или городская администрация, а после указа президента России об отмене губернаторских выборов у власть имущих пропало желание заниматься футболом. Ведь болельщики – мощный электорат, а получается, он теперь уже стал не интересен… Согласитесь, именно за два последних года в первом дивизионе «рухнула» едва ли не треть команд.
– Я не стал бы искать в этом какую-то связь. В тех городах, где власти любили футбол, они и продолжают его любить и помогать ему. В низших дивизионах клубы жили и живут не за счет выборов. Мы ждем закона о футболе, который позволит работать по-новому. Думать-то нужно не только о профессиональных клубах, а о развитии футбола на всех уровнях.
Кстати
Делегатам мучиться не пришлось
В феврале Чепель повторно был избран на пост руководителя Калининградской областной федерации футбола. Кандидатура Чепеля оказалась единственной. Поэтому 75 делегатам не пришлось мучиться перед выбором.