• Экс полузащитник «Зенита» Владимир Нагибин: Морозов хвалил и давал подзатыльники

    Ровесник Андрея Аршавина вспоминает, как росло последнее домашнее поколение «Зенита»

    20.07.16 11:05

    Экс полузащитник «Зенита» Владимир Нагибин: Морозов хвалил и давал подзатыльники - фото

    Фото: «Спорт День за Днем»

    Владимир Нагибин — ровесник и партнер Андрея Аршавина, один из самых талантливых представителей плеяды Юрия Андреевича Морозова. В 2000-м году он провел двенадцать матчей за петербургскую команду, играл в Кубке Интертото и даже забил в нем словенскому «Приморью», однако затем тихо расстался с «Зенитом». Сейчас Владимир Нагибин работает с детьми в клубе «Владимирский экспресс» и специально для «Спорта День за Днем» вспоминает футбольное прошлое.

    Целился в Поповича, попал в ворота

    — Вы, Александр Петухов, Андрей Аршавин и другие молодые футболисты играли немаловажную роль в «Зените», созданным Юрием Андреевичем Морозовым и Анатолием Викторовичем Давыдовым в 2000-м году. Как вы попали в команду, которая за год до вашего прихода выиграла Кубок России?
    — В межсезонье несколько ребят из «Зенита-2» работали с основой на сборе в Турции, а затем меня, Димку Акимова и Андрея Аршавина Морозов подключил к тренировкам главной команды на постоянной основе. «Вижу, что стараетесь, молодцы», — сказал нам Юрий Андреевич. В итоге в том сезоне провел за основу двенадцать матчей.

    — В своей дебютной игре вы забили гол в ворота «Приморья» из Айдовчины. Было это шестнадцать лет назад, 1-го июля 2000-го года. Помните ту встречу?
    — Да, конечно. Там ведь как получилось: накануне Юрий Андреевич объявил, что к матчу с «Приморьем» будут готовиться только опытные футболисты. Молодежь — меня, Акимова, Аршавина и Юрку Яськова — отправили с карантина в расположение «Зенита-2». Утром в день игры занимаемся на «Смене», вдруг звонок: «Приезжай!». Взял форму, помчался на предыгровую тренировку. Только на месте понял, что меня включили в состав вместо заболевшего Сергея Осипова. Конечно, это было очень неожиданно.

    — А ведь вам было всего восемнадцать!
    — Да, волновался прилично! Но Юрий Андреевич успокоил: «Не переживай, делай то, что обсуждали перед игрой — и все будет нормально».

    — И вот уже на восьмой минуте вы наносите удар по воротам «Приморья» практически с нулевого угла!
    — Мы наигрывали стандарты, в том числе и ввод мяча из аутов. Я, получив передачу от Горового, конечно, не целился в дальний угол, а простреливал на Гену Поповича, но мяч вот так удачно свалился с ноги (Улыбается) Но, повторюсь, фланговые подачи мы постоянно отрабатывали на тренировках.

     

    — Что сказал Морозов после игры?
    — В целом похвалил и порекомендовал более внимательно действовать со своим игроком при стандартных положениях у своих ворот. А еще выписал подзатыльник!

    — Даже так?
    — Да! Это же был не только дебютный матч «Зенита» в Кубке Интертото, но и прощальная игра Панова. Вечером Саша собрал команду в «Голливудских ночах». Вот тогда-то Юрий Андреевич и дал нам с Денисом Угаровым по подзатыльнику! В шутку, конечно: мол — не расслабляйтесь! 

    — «Зенит» дошел до финала Кубка Интертото и лишь в заключительную десятиминутку ответного поединка с «Сельтой» упустил первый в своей истории еврокубковый трофей.
    — Да, причем вдвойне обидно было за то, что игру «Сельты» сделали наши соотечественники, Карпин и Мостовой. Мы почти побеждали — Гена Попович с помощью Сергея Осипова сделал дубль. Эх, чуть-чуть не хватило! Наверно, сказалось отсутствие опыта — у нас была очень молодая команда. Андрюха Аршавин, помню, тогда вышел на замену в середине второго тайма.

    — Вы одногодки с Аршавиным, вместе пришли в «Зенит» и практически одновременно дебютировали в петербургской команде в розыгрыше Кубка Интертото: вы в поединке с «Приморьем», он — в Брэдфорде. Каким запомнился будущий капитан сборной России?
    — Признаться, я уже тогда не понимал, почему Юрий Андреевич не взял Андрюху из «Зенита-2» раньше. Он сильно выделялся: светлая голова, маленький, юркий, быстрый! Мяч у него был словно привязан к ноге — отобрать было практически невозможно! Может быть, Морозов воспитывал Аршавина, оберегал его. Очень хороший дубль был в 2001-м году: Быстров, Денисов. Наверняка на высоком уровне заиграл бы и Максим Мосин, если бы не сломал ногу на последнем сборе в Голландии. Тренировал ту команду Анатолий Викторович Давыдов — у него очень хорошо получалась работа с молодежью. Затем Анатолий Викторович забрал в Липецк многих ребят из Питера. В том числе и меня.

    — После яркого дебютного сезона в основе «Зенита» вы больше не появлялись. Почему?
    — Наверное, не хватило характера. Уже тогда футболистов «Зенита» узнавали в городе — вот, наверно, голова и закружилась. А потом собраться не смог. Надо было перетерпеть, сконцентрироваться на футболе, а я попал в другую струю. Не те акценты расставил. И началось.

    — Юрий Андреевич пытался бороться за вас?
    — Да, ругался, часто вызывал к себе. Предлагал жить на базе, если что-то мешает. Но не пошло, и все тут. В итоге отстранил от занятий, перевел в дубль. Тогда была такая тенденция: если дубль выигрывал, основа обязательно проигрывала. Мы-то радуемся, а Морозов негодовал: «Что веселитесь?! В основу должны стремиться, а вы все в дубле сидите!». Или журил, если проигрывали. Домашние матчи мы проводили на стадионе в Коломягах, переодевались прямо в автобусе. Так вот Юрий Андреевич зайдет и как начнет разносить!

    — У вас был шанс вернуться в основу?
    — Да. Но сначала мы с Анатолием Викторовичем уехали в Липецк, затем Юрий Андреевич ушел из команды. Зимой 2003-го года «Зенит» возглавил Властимил Петржела. Я потренировался у него неделю, поскольку у меня еще был действующий контракт, но потом подошел Михаил Юрьевич Бирюков и сообщил, что Петржеле я не подхожу.

    Мне нравится работать с детьми

    — Затем вы вновь уехали в Липецк, верно?
    — Сначала выступал за «Зенит-2» у Николая Воробьева, а затем действительно отправился в «Металлург», куда Анатолий Викторович пригласил несколько бывших зенитовцев: Дениса Угарова, Сашу Петухова, Димку Акимова, Костю Кружнова, Серегу Васяновича, Диму Давыдова. Вышли из второго дивизиона, выступали в первой лиге. После окончания контракта вместе с Анатолием Викторовичем перешел в «Сибирь».

    — Там тоже не сложилось. Почему?
    — В домашнем матче с «Тереком» порвал крестообразные связки. Восстановление затянулось, в команду пришел новый главный тренер. Играли мы на искусственном поле, а тренировались на натуральном. Смена покрытия меня и подвела — на одном из занятий случился рецидив: связки не повредились, но колено «ушло».

    — Нестабильность сустава — знакомая штука. Из «Сибири» вы перешли в КАМАЗ, верно?
    — Да, в Новосибирске препятствий не чинили, а в Набережных Челнах приняли даже не смотря на то, что я честно признался — еду «на одной ноге». Юрию Газзаеву понравился по одной тренировке и двустороннему матчу. «Мне достаточно посмотреть, как человек принимает мяч и куда отдает передачу, — сказал главный тренер КАМАЗа, — Вижу, что колено не двигается, но полгода на восстановление у тебя есть. Готовься». А дальше получилось, как в «Зените»: играем дома с «Аланией», счет 1:1, меня выпускают за пять минут до окончания матча. И, представляете, я забиваю решающий мяч со штрафного! Но потом все равно перестал попадать в состав.

    — Заканчивали вы в мурманском «Севере».
    — Да, общие друзья договорились. Амбиции еще оставались, но здоровье уже не позволяло. В какой-то момент окончательно понял: не тяну.

    — Долго искали себя в послефутбольной жизни?
    — Да, пришлось очень непросто. К счастью, очень вовремя подоспело предложение начальника отдела спорта МО «Владимирский округ» Дмитрия Попова и генерального менеджера футбольного клуба «Владимирский экспресс» Константина Кружнова позаниматься с детьми. Рад, что появилась возможность передать свой опыт мальчишкам. Пригодилась ли школа Юрия Андреевича Морозова? Моим ребятам пока его фирменные нагрузки и элементы прессинга давать рано. Все упражнения на технику и контроль мяча. От работы с детьми получаю положительные эмоции. Иногда ловлю себя на мысли, что на тренировках вижу самого себя (Улыбается) Очень нравится! У меня есть тренерская лицензия категории С, но прекрасно понимаю, что надо еще много учиться. Что-то уже получается, но останавливаться нельзя. 

    — Подведет итоги. Могли ли ваша карьера развиваться иначе?
    — Да что говорить — конечно, все могло сложиться по-другому. Но я рад, что все сложилось именно так. Может быть, играй я на другом уровне, не появилась возможность поработать с детьми. Так что я ни о чем не жалею.

    — Между «Зенитом» Юрия Андреевича Морозова и нынешним клубом пропасть?
    — Для молодежи да, пропасть. Как выигрывать конкуренцию у таких игроков, как Халк и Витсель? Отрадно, конечно, что клуб стал покупать качественных легионеров, но молодым футболистам все равно надо давать дорогу. Надеюсь, сейчас ситуация изменится. Мне лично хочется видеть в составе местных воспитанников. Например, я очень переживал, когда из «Зенита» убрали Сашку Кержакова. К счастью, он сумел доказать, что Виллаш-Боаш рано списал его со счетов. Малафеев, Денисов, Быстров, Аршавин — вот сколько наших ребят играли в «Зените»! Хочется, чтобы тенденция продолжалась.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»